Глава Рособрнадзора подвёл итоги и рассказал о планах на 2024 год
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на традиционной пресс-конференции в конце года рассказал о проделанной работе, поделился планами на будущий год и сделал несколько важных заявлений.
Судьба ЕГЭ
Несмотря на многочисленные призывы отменить Единый государственный экзамен, особенно часто звучавшие в этом году, ЕГЭ останется в качестве выпускного и вступительного экзамена даже после полного перехода на новую модель высшего образования в 2025 году.
При этом работа над совершенствованием экзамена продолжится. «Мы всегда общаемся с экспертами на тему, что нужно сделать для того, чтобы процедура получения аттестата об окончании средней школы и конкурсная процедура отбора в высшие учебные заведения была наиболее качественной, объективной и прозрачной. Эти экспертные замечания мы готовы выслушать, обсудить, внедрить и применить», — подчеркнул чиновник.
Обязательная физика для инженеров
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил о решении не учитывать баллы ЕГЭ по русскому языку при поступлении на инженерно-технические специальности, но сделать обязательным ЕГЭ по физике для абитуриентов этих направлений.
Музаев заверил, что в 2024 году этого не произойдёт, поскольку такие изменения не должны вводиться внезапно: «Мы должны понимать, что сразу тому, кто идёт на инженерную специальность, мы жизнь не облегчили, а ещё четвёртый экзамен обязательный накинули».
Арабский в школах
После выступления Музаева на меджународной исламоведческой конференции «XX Фаизхановские чтения» 13 декабря в СМИ появилась информация о разработке ЕГЭ по арабскому языку. Руководитель Рособрнадзора заявил, что это случится не раньше, чем проведут всесторонние исследования этого вопроса.
«Надо провести мониторинг, где в государственных школах в факультативном формате изучается арабский язык. Когда мы провели такой мониторинг по китайскому языку, то выяснили, что около 7 тысяч учащихся в школах РФ факультативно (не в кружках где-то) занимались изучением китайского языка. Значит, у общества есть запрос. Следующий шаг — промониторить вузы, где готовят учителей-арабистов. Если некому преподавать, то смысла во всём этом нет. Далее нужно разработать стандарт программы. И только после этого мы подходим к вопросу разработки ЕГЭ». Кроме того, предстоит разобраться, какие вузы готовы принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ по арабскому.
Музаев напомнил, что подобные процедуры по включению китайского языка в список предметов на ЕГЭ заняли пять лет.
Аккредитация учебных заведений
Все школы, колледжи, техникумы и вузы обязаны проходить аккредитацию. Если заведение не получит её, оно не сможет выдавать аттестаты или дипломы государственного образца. Одно из условий получения аккредитации — высокая эффективность обучения. Для её оценки проводится мониторинг знаний учащихся.
«У кого была аккредитация, стала автоматически бессрочной. Но в отношении них мы раз в три года ведём мониторинг. Для вузов и школ учитываются баллы ЕГЭ, профессорско-преподавательский состав и другие показатели. 45 тысяч организаций представили эти данные. В апреле будем подводить итоги».
Борьба с бюрократией
Работа по снижению бумажной нагрузки на учителей велась на протяжении всего года. Перечень документов, которые необходимо регулярно заполнять педагогам, сократили с 11 до 5. В будущем году эта практика распространится на преподавателей колледжей и вузов — пока в порядке эксперимента, который продлится до 1 марта в шести регионах России (в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Вологодской, Нижегородской и Пензенской областях). Затем планируется внести поправки в законодательство и ввести санкции за принуждение педагогов к дополнительной бюрократической работе.
«Планируем, что к 1 сентября 2024 года поправки в закон с учётом наработок вступят в силу. Когда все увидят в системе, что за то, за что раньше награждали, теперь наказывают, тогда это заработает», — заключил Музаев.