Логотип Фоксфорд

В школу предлагают вернуть оценки за поведение. Мнение родителей и учителей

Сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания провели мониторинг ценностных ориентаций молодёжи и на основании полученных данных предложили Минпросвещения вынести на общественное обсуждение вопрос о возвращении оценок за поведение в школьную практику. 

В исследовании, инициированном министерством, участвовало около 800 тысяч человек — школьников, студентов колледжей, педагогов и родителей. Руководитель института Наталья Агре рассказала, что была «приятно удивлена» тем, что и родители, и педагоги высказались за возвращение отметок за поведение, ведь «сейчас объективно у педагога такого инструмента, который касался бы дисциплины в классе, нет».

Из 314 508 родителей, участвовавших в исследовании, 39% считают, что оценка за поведение могла бы предупреждать дисциплинарные нарушения. Ещё 33% назвали эффективной мерой вызов родителей в школу. 

Сервис онлайн-поиска работы SuperJob провёл собственный опрос на тему оценок за поведение. Как оказалось, инициативу одобряют 57% родителей школьников  (67% отцов и 43% матерей) и 69% учителей. При этом треть матерей считают, что вместо выставления отметок за поведение следует чаще вызывать в школу родителей. 

Однако аргументы противников дисциплинарных оценок звучат весьма весомо. Многие из них мы приводили в ответ на инициативу председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева, предложившего в марте ввести оценки за поведение, которые бы влияли на результаты ЕГЭ. Тогда в числе прочих против такой меры выступил обладатель титула «Учитель года России — 2022» Дмитрий Лутовинов. Сейчас о неэффективности этой меры высказался историк, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

«Эффективности я не вижу в возвращении этой системы. И в тех оценках [существовавших в СССР] не видел, и сейчас не вижу. Поскольку оценками поведение учащихся не исправить, нужны усилия с разных сторон и изменение в атмосфере в обществе в целом, когда каждый взрослый, по крайней мере сознательный гражданин, старается пресечь какое-то нарушение, встреченное им и во дворе, и в автобусе или ещё где-то, а не только педагог».

По мнению эксперта, в вопросах школьной дисциплины нужна солидарность в социуме, «а оценки — это отдельный кейс, и этот процесс будет формализован». Он пояснил, что, поскольку сейчас показателем эффективности школы являются рейтинги, существует риск, что администрации школ будут подгонять показатели по отметкам за поведение к высшим, и проблему драк, оскорблений в адрес учителей и буллинга эта мера не решит. 

«Чтобы коллектив влиял на поведение учеников, надо заниматься его формированием. Для этого требуются годы и опять же переформатирование всей системы образования. А вот такого рода приёмы „давайте введём предмет хорошего поведения, проведём беседу на эту тему“ могут иметь значение, безусловно, но только в системном ключе», — отметил Снегуров.

Поделиться:

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной