В Госдуму внесли законопроект о трудовом воспитании школьников
24 мая группа депутатов предложила внести изменения в Федеральный закон «Об образовании», касающиеся участия школьников в общественно полезных работах.
«Предлагается скорректировать понятие „воспитание“, дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам» — сказано в пояснительной записке.
Основная суть поправок состоит в том, чтобы разрешить школам привлекать учеников к труду без получения официального согласия родителей. При этом, как подчеркнула один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, речь идёт не о том, чтобы использовать детский труд в качестве бесплатной рабочей силы.
«Мы говорим в первую очередь о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну... Это элементарные базовые вещи. <...> Никаких искусственных „опций“ никто придумывать не собирается».
По словам депутата, общественно полезные работы могут включать помощь в изготовлении декораций и костюмов для школьных спектаклей, уборку инвентаря в спортзале после занятия, высадку цветов и деревьев на пришкольной территории, участие в оформлении класса, помощь в библиотеке и музее.
«Такие моменты… не должны зависеть от желания или нежелания кого‑либо. Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства», — резюмировала Казакова и особо отметила, что, привлекая учеников к труду, школа обязана учитывать особенности их возраста и здоровья.
«Понятно, что, если у ребёнка аллергия на пыль, пыльцу или болит спина, он не будет участвовать в работе, учителя проследят. Возрастные особенности и особенности здоровья должны учитываться везде».
Также Казакова выразила надежду, что изменения в законе создадут основу для совершенствования школьной программы по труду.
«Урок труда должен так и называться: „урок труда“ и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии».
В настоящее время вместо труда в школах преподают курс «Технология», содержащий теоретические сведения о трудовой деятельности и не предполагающий гендерного разделения учеников. Однако, по последним данным, Министерство просвещения прорабатывает вопрос о возвращении уроков труда в школьную программу.