Промокод скопирован
Новости
21.6.23 14:29

В России появятся учителя средней школы без высшего образования: мнения за и против

16 июня министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) сообщил, что его ведомство готовит проект ФГОС среднего профессионального образования по подготовке учителей-предметников для 5–9-х классов:

«Сейчас в системе среднего профобразования готовят будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и в начальной школе. <...> После того как стандарт будет принят и эта специальность будет внесена в перечень, в колледжах и техникумах начнут готовить педагогов не только для начальной школы, но и для 5–9-х классов».

По словам министра, данная инициатива будет серьёзно обсуждаться с профессиональным сообществом, директорами школ и властями регионов. Рассмотрением проекта также займётся федеральное учебно-методическое объединение высшего образования (ФУМО), куда входят специалисты образовательных учреждений и работодатели. 

Кравцов отметил, что педагоги — выпускники ссузов пользуются огромным спросом в школах и детских садах. Их уровень трудоустройства самый высокий среди всех отраслей. 

Заявление министра вызвало большой резонанс. Большинство представителей сферы образования скептически относятся к новой инициативе. Доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый рассказал, что данное предложение вызывает у него тревогу. 

«Если же говорить в целом о системе СПО, то считаю, что она не готова к решению столь ответственной задачи. Уровень подготовки в школе и так падает, когда же молодые специалисты-предметники из колледжей придут в школы, думаю, скорость падения увеличится».

Такого же мнения придерживается председатель комиссии Московской городской думы по образованию заслуженный учитель России Евгений Бунимович. Он убеждён, что учителям нужна очень высокая квалификация и «если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом». По мнению эксперта, инициатива возникла, чтобы «заполнить кадровые дыры на местах», и её можно рассматривать исключительно как временную меру. 

Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов призвал Минпросвещения отказаться от данного проекта. «Для работы в школе нужно высшее педагогическое образование. Понижение уровня подготовки педагогов автоматически ударит по уровню знаний школьников. Сегодня оно и так не на высоте, и делать это категорически недопустимо», — заявил политик и добавил, что «учителей в школах сейчас катастрофически не хватает, и очень жаль, что затыкать эти кадровые дыры планируется за счёт снижения общего уровня подготовки педагогов».

Согласно данным прошлогоднего исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 годах число вакансий в сфере общего образования превысило число её работников на 3,1%, а в некоторых федеральных округах показатель кадрового голода доходит до 4,8%. Как отмечает председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, «не только молодые люди не идут работать в школу, но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда». Поэтому он убеждён, что, даже если подготовкой учителей займутся колледжи, «качественного и количественного роста учительского сообщества не будет».

При этом следует отметить, что в адрес нового проекта Минпросвещения звучит не только критика. Так, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург напоминает, что в советские времена практика СПО для педагогов успешно себя зарекомендовала: 

«У нас при советской власти уже были педучилища. И там, например, учителей начальной школы готовили даже лучше, чем в педагогических университетах… поскольку в этих училищах огромное значение уделялось методической подготовке и практике, которая занимала большое количество часов. В результате люди приходили в школы готовыми учителями, спокойно входили в класс и так далее. Кроме того, существовала система, когда те, кто окончил такое училище, сразу поступали на второй или даже на третий курс педагогического университета. Надеюсь, мы вернёмся к такой системе». 

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко также обращает внимание, что в 1990–2000 годах в ряде региональных техникумов велась подготовка учителей иностранных языков для средней и старшей школы. 

«В бизнес их не брали, языковой подготовки было недостаточно, а в школы они шли, так как число вакансий было запредельным. Однако со временем выяснилось, что такие учителя всё равно доучиваются и хотя бы заочно, но получают педагогическое образование».

Реморенко настаивает на необходимости эксперимента, который позволил бы выяснить направления, где учителя со средним профессиональным образованием могут быть эффективны:

«Может быть, это вполне подойдёт, например, для учителей физкультуры или основ безопасности жизнедеятельности, но окажется не очень эффективным, если рассматривать учителей физики или математики».

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз