В России появятся учителя средней школы без высшего образования: мнения за и против
16 июня министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) сообщил, что его ведомство готовит проект ФГОС среднего профессионального образования по подготовке учителей-предметников для 5–9-х классов:
«Сейчас в системе среднего профобразования готовят будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и в начальной школе. <...> После того как стандарт будет принят и эта специальность будет внесена в перечень, в колледжах и техникумах начнут готовить педагогов не только для начальной школы, но и для 5–9-х классов».
По словам министра, данная инициатива будет серьёзно обсуждаться с профессиональным сообществом, директорами школ и властями регионов. Рассмотрением проекта также займётся федеральное учебно-методическое объединение высшего образования (ФУМО), куда входят специалисты образовательных учреждений и работодатели.
Кравцов отметил, что педагоги — выпускники ссузов пользуются огромным спросом в школах и детских садах. Их уровень трудоустройства самый высокий среди всех отраслей.
Заявление министра вызвало большой резонанс. Большинство представителей сферы образования скептически относятся к новой инициативе. Доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый рассказал, что данное предложение вызывает у него тревогу.
«Если же говорить в целом о системе СПО, то считаю, что она не готова к решению столь ответственной задачи. Уровень подготовки в школе и так падает, когда же молодые специалисты-предметники из колледжей придут в школы, думаю, скорость падения увеличится».
Такого же мнения придерживается председатель комиссии Московской городской думы по образованию заслуженный учитель России Евгений Бунимович. Он убеждён, что учителям нужна очень высокая квалификация и «если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом». По мнению эксперта, инициатива возникла, чтобы «заполнить кадровые дыры на местах», и её можно рассматривать исключительно как временную меру.
Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов призвал Минпросвещения отказаться от данного проекта. «Для работы в школе нужно высшее педагогическое образование. Понижение уровня подготовки педагогов автоматически ударит по уровню знаний школьников. Сегодня оно и так не на высоте, и делать это категорически недопустимо», — заявил политик и добавил, что «учителей в школах сейчас катастрофически не хватает, и очень жаль, что затыкать эти кадровые дыры планируется за счёт снижения общего уровня подготовки педагогов».
Согласно данным прошлогоднего исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 годах число вакансий в сфере общего образования превысило число её работников на 3,1%, а в некоторых федеральных округах показатель кадрового голода доходит до 4,8%. Как отмечает председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, «не только молодые люди не идут работать в школу, но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда». Поэтому он убеждён, что, даже если подготовкой учителей займутся колледжи, «качественного и количественного роста учительского сообщества не будет».
При этом следует отметить, что в адрес нового проекта Минпросвещения звучит не только критика. Так, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург напоминает, что в советские времена практика СПО для педагогов успешно себя зарекомендовала:
«У нас при советской власти уже были педучилища. И там, например, учителей начальной школы готовили даже лучше, чем в педагогических университетах… поскольку в этих училищах огромное значение уделялось методической подготовке и практике, которая занимала большое количество часов. В результате люди приходили в школы готовыми учителями, спокойно входили в класс и так далее. Кроме того, существовала система, когда те, кто окончил такое училище, сразу поступали на второй или даже на третий курс педагогического университета. Надеюсь, мы вернёмся к такой системе».
Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко также обращает внимание, что в 1990–2000 годах в ряде региональных техникумов велась подготовка учителей иностранных языков для средней и старшей школы.
«В бизнес их не брали, языковой подготовки было недостаточно, а в школы они шли, так как число вакансий было запредельным. Однако со временем выяснилось, что такие учителя всё равно доучиваются и хотя бы заочно, но получают педагогическое образование».
Реморенко настаивает на необходимости эксперимента, который позволил бы выяснить направления, где учителя со средним профессиональным образованием могут быть эффективны:
«Может быть, это вполне подойдёт, например, для учителей физкультуры или основ безопасности жизнедеятельности, но окажется не очень эффективным, если рассматривать учителей физики или математики».

