Промокод скопирован
Новости
9.11.23 16:39

Запрет на гаджеты: как подходят к нему в разных школах страны

16 ноября Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект, запрещающий школьникам во время занятий пользоваться смартфонами и другими мобильными средствами связи в неучебных целях. 

«Педагог выстраивает образовательный процесс на уроке, а качество урока напрямую зависит от вовлечённости ребят и соблюдения ими дисциплины. Поэтому и предложено законодательно закрепить обязанность школьников соблюдать внутренний распорядок школы, в первую очередь ответственно вести себя на уроках. В связи с этим вопрос использования телефонов на уроках очень важен», прокомментировал инициативу министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Сейчас в школах действуют санитарные правила и нормы (СанПиН), согласно которым телефоны не могут использоваться в качестве средства обучения, а также рекомендации Минпросвещения сдавать телефоны при входе в класс. 

Многие представители преподавательского сообщества отметили, что принятие нового закона едва ли что-то изменит в сложившейся учебной практике, поскольку различные ограничения на гаджеты действуют в школах уже давно. При этом каждая организация решает этот вопрос по-своему. Рассмотрим несколько примеров. 

Позитивный опыт запрета

В лицее №30 города Ижевска дети учатся без смартфонов второй год. После введения СанПин в 2021 году в классах оборудовали специальные ящички с личными ячейками, куда ученики сдают свои девайсы на время нахождения в школе. Ключ находится у классного руководителя. Если родителям надо срочно связаться с ребёнком, это делается через классного руководителя или школьную администрацию. 

Директор лицея Марина Рудольская отмечает положительный эффект такого ограничения: «Дети стали общаться в перерывах между уроками, ходят в библиотеку, на физкультминутки в спортзал, музыкальные перемены. Активность и общение очень важны, когда у детей шесть-семь уроков».

При этом сдавать телефон в камеру хранения никого не принуждают. Однако если ученик хочет оставить его при себе, он не должен нарушать режим «смарттишины». 

В Омской гимназии №9 телефоны на занятиях запрещены уже более четырёх лет по инициативе родителей. Доставать смартфон можно на переменах, до и после занятий, но не на уроках. Сначала в порядке эксперимента мобильники были запрещены только в одном первом классе, который к концу года стал лидировать по числу отличников и хорошистов. В этом году десять выпускников 9-х классов гимназии получили отличные аттестаты. Директор Виктория Минеева считает, что это произошло во многом благодаря отказу от гаджетов. 

Когда смартфоны нужны

Власти Ингушетии полностью запретили использование мобильных телефонов в школах республики. Однако такое решение пришлось не по нраву не только ученикам, но и учителям. Педагоги говорят, что смартфоны очень нужны на внеклассных занятиях, например при обучении финансовой грамотности. 

Завуч одной из нижегородских школ Ольга Иванова также указывает на важность гаджетов в образовательном процессе, особенно при написании самостоятельных работ. «[Раньше — Прим. ред.] учитель давал на класс два-три варианта. Теперь по ссылке педагога дети зарегистрированы на образовательной платформе. И этих вариантов может быть 25. По числу учеников. И тут уже невозможно списать». При этом она отмечает, что обеспечить каждого ученика планшетом могут далеко не все школы, так что личные телефоны учащихся становятся естественной альтернативой. В её школе запрет на гаджеты действует только в начальных классах.

Кто будет отвечать

Как выяснилось, учителей в новом законе волнует вовсе не какие именно ограничения будут введены, а кто, согласно этим нормам, будет нести ответственность за сохранность имущества учеников.  

«Если будет федеральный закон, хотела бы получить в нём чёткое разъяснение. Надо отбирать гаджеты? И тогда что, я буду материально ответственна за три десятка аппаратов, некоторые из которых дороже моей зарплаты?» — интересуется учитель литературы из Нижнего Новгорода Светлана Васильева.

На этот вопрос парламентарии ответа не дают. Автор законопроекта глава комитета госдумы по просвещению Ольга Казакова заявила, что все вопросы реализации закона будут решаться локальными правовыми актами на уровне школ. 

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз