Что избавит учителей от бюрократии: результаты опросов и мнения экспертов
Несмотря на все меры по снижению отчётной нагрузки на школьных учителей, о которых регулярно отчитываются чиновники Рособрнадзора и Минпросвещения, проблема остаётся. Специалисты Народного фронта опросили 195 тысяч родителей школьников и 65 тысяч учителей и убедились, что создание цифровой среды не помогло педагогам: 41% опрошенных говорят не о снижении, а об увеличении бюрократической нагрузки за последние 3–4 года.
Помогла ли цифровизация
92% учителей работают в электронных системах, при этом 89% испытывают с ними проблемы. Виной тому старое или некачественное оборудование и медленный интернет. Не всё гладко и с самими цифровыми платформами: одни жалуются на постоянные сбои в работе «Сферума» и «Моей школы», другие — на неудобные интерфейсы, и все недовольны необходимостью по несколько раз авторизовываться на разных ресурсах и дублировать там одну и ту же информацию. Таким образом, 42% респондентов заявили, что цифровизация лишь усложнила им жизнь.
«Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, — это бюрократическая нагрузка и буллинг со стороны родителей. Наши опросы показывают, что цифровизация хаоса рождает цифровой хаос. Поэтому большая часть учителей говорит о том, что легче после внедрения информационных систем с бюрократией не стало», — подытожил первый заместитель руководителя исполкома Народного фронта Сергей Соколов.
Около трети опрошенных тратят на внеучебную работу дополнительные 4–6 часов в неделю. При этом, как отмечают эксперты, значительная часть времени уходит на принудительное (и главное, не оплачиваемое) участие в вебинарах, курсах и семинарах «для галочки».
Неутешительную картину подтверждают и результаты работы «Помощника Рособрнадзора» — чат-бота для жалоб учителей, запущенного ведомством в январе. С этого времени в него поступило 5,9 тысячи обращений, более трети которых касаются бюрократии.
«Народный фронт предлагает провести оптимизацию цифровых платформ в образовании, как минимум упростить интерфейсы и сделать единый вход. Необходимо продолжать работу по обновлению технической базы в школах, обеспечивать их современными компьютерами и постоянным доступом к быстрому интернету. Стимулировать педагогов компенсацией за цифровую работу, ликвидировать формальные мероприятия, оставив только реальные образовательные проекты», — говорится в заключении организации.
Сопредседатель центрального штаба Народного фронта, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева добавила, что для решения проблемы необходимо разработать подход, который затрагивал бы «не только федеральные законы и нормативные акты, но и существующие способы сбора, анализа и систематизации данных, а также практику руководства образовательными организациями».
ИИ в помощь учителю
Бюрократическая работа остаётся нерешённой проблемой, но способ облегчить жизнь у учителей всё же есть. Руководитель отдела по партнёрству с учителями в онлайн-школе «Фоксфорд» Елизавета Куренщикова поделилась практикой использования искусственного интеллекта (ИИ) для снижения нагрузки на педагогов.
По результатам нашего внутреннего исследования, большинство учителей Фоксфорда используют ИИ для создания учебных материалов, текстов и изображений. Например, с помощью нейросети можно создать варианты заданий в зависимости от уровня класса или даже персональные задачи для каждого ученика.
Успешно справляется технология и с проверкой заданий — причём уже не только тестов, но и развёрнутых ответов. Например, системы отлично показывают себя в проверке задач форматов ОГЭ и ЕГЭ: нужно лишь задать критерии, и ИИ оценит работы по указанным параметрам.
Ещё одна полезная функция — анализ динамики класса: можно автоматизировать подсчёт результатов, отследить прогресс каждого ученика в реальном времени, анализировать повторяющиеся ошибки и, конечно, автоматически генерировать отчёты для школы и родителей.
Все эти инструменты находятся в открытом доступе и, как правило, бесплатны. Конечно, потребуется время, чтобы научиться ими пользоваться, однако этот труд окупится уже в первые недели: пока ИИ обрабатывает данные и формирует отчётность, учитель может посвятить своё время самому важному — своим ученикам.
Как научиться работать с нейросетью
Согласно совместному опросу Фоксфорда и «Учительской газеты», нейросетями пока что пользуются меньше половины учителей — 48%, и лишь 8% из них знают, как автоматизировать рабочие процессы с их помощью.
Но в Фоксфорде есть обучающие онлайн-курсы, где педагогам помогают освоить новую технологию на примере конкретных задач.
При этом современному учителю важно не только самому уметь работать с ИИ, но и учить ребят использовать его с умом, не во вред учебному процессу. Одной из важнейших задач здесь становится формирование у школьников критического мышления.
Например, метод «Ответь сам — спроси нейросеть», когда ученик сначала самостоятельно пробует решить задачу, а затем сравнивает свой ответ с ответом машины. Кроме того, можно создать с помощью ИИ иллюстрации и попросить детей проверить их на достоверность и найти ошибки, опираясь на изученный материал.
Наконец, ИИ может стать тренером в учёбе: задавать вопросы, генерировать тесты и карточки.

