Каждый третий учитель русского языка использует в работе ИИ
Такую статистику представил Благотворительный фонд «Эмпатия», организовавший олимпиаду «Хранители русского языка» для учителей-русистов.
Сотрудники фонда опросили 1 000 участников олимпиады из 89 регионов страны. По данным исследования, более 18% учителей используют искусственный интеллект для подготовки и ведения уроков один-два раза в месяц, а 13% — по несколько раз в неделю. При этом 39% пользуются технологией крайне редко, 9% обращались за помощью к ИИ один раз, и результат их не устроил, а 21% не пользовались никогда и не собираются, поскольку не доверяют ему.
Из 31% учителей, которые прибегают к технологиям ИИ, 59% используют его в качестве поисковой системы, 37% генерируют творческие задачи, а 25% сокращают и реферируют тексты с его помощью, а также создают презентации, 19% разрабатывают индивидуальные контрольные, а 17% проверяют домашние задания. Ещё 8% предложили свои варианты ответов. Например, кто-то визуализирует фразеологизмы при помощи нейросетей, а кто-то создаёт иллюстрации к литературным произведениям. Встречались и ответы: «Нет оснащения. Работаю на доске с мелом».
Примечательно, что лишь 10% учителей разрешают ученикам пользоваться ИИ для учёбы и способны объяснить, как делать это правильно. 43,5% не поощряют использование нейросетей на уроках, но не запрещают и проверяют работы учеников на подлинность. 8% учителей признались, что резко не одобряют ИИ в обучении русскому языку и литературе, поскольку «дети никак не работают с полученными в результате генерации текстами, а просто ищут более продвинутые нейронки». Ещё 37% опрошенных вообще не поднимали тему ИИ на своих уроках.
«Сама сфера образования сегодня требует ускорения: появляются новые профессии, компетенции, знания. Таким образом, учебный процесс меняется и по содержанию, и по форме. Хорошо, когда у учителя есть возможность автоматизировать рутинную работу и облегчить себе жизнь. Главное, чтобы оставалось как можно больше времени для основной задачи педагога — воспитания цельной личности», — прокомментировал основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.
Участники олимпиады «Хранители русского языка» смогли многое узнать об использовании технологий ИИ в своей работе. Для них 4 декабря в Туле был организован мастер-класс «Искусственный интеллект как личный помощник педагога».
В этом году олимпиада прошла в третий раз. Она состоит из двух этапов: дистанционного и квалификационного. Первый проходил онлайн с сентября по октябрь. В нём участвовали 6 679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов страны и школ при посольствах России за границей. Квалификационный отбор проходил очно, к нему были допущены 689 человек. Им предстояло ответить на вопросы по истории русского языка и лингвистике, а также о современных методиках преподавания. Финал олимпиады состоялся в Туле под эгидой Государственного университета просвещения и Благотворительного фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова. Победителям и призёрам в течение года будут выплачиваться стипендии — 50 тысяч рублей.

