Учителей научат противостоять травле
В Пензенском государственном университете разработали программу для будущих педагогов по противодействию травле в школах. Это первый в нашей стране опыт последовательного антибуллингового обучения.
«К сожалению, большинство педагогов в лучшем случае владеют только теоретическими знаниями о формах, видах, этапах буллинга. Но учителя не могут в реальности противостоять этому процессу, так как нет опыта работы в таких ситуациях. Теоретические знания педагоги почти никогда не применяют, действуя совершенно бессистемно и полагаясь лишь на собственный опыт и интуицию», — рассказала один из авторов проекта аспирант Ольга Жилкина.
По новой программе занимаются уже более сотни студентов. Перед началом обучения все они прошли тест, который показал, что 80% из них не смогли бы противостоять травле. В вузе уверены: чтобы учитель не оставался в стороне и мог принять своевременные, а лучше всего превентивные меры, необходимо овладеть соответствующими навыками уже во время учёбы.
Новая программа включает беседы, эссе, мозговые штурмы, игры, тренинги и практические занятия. Специально для этого курса разработали новый учебный формат — кейс-турнир. Участников делят на группы — каждой дают конкретную ситуацию буллинга — например, травля одноклассниками ученика с лишним весом. Участники команд примеряют на себя различные ролевые модели — жертвы, агрессора, соучастника, наблюдателя, учителя или родителя. Разыгрывая сценки, импровизируя, студенты учатся противостоять пагубному явлению.
Методические материалы программы вскоре будут опубликованы в Сети на специально созданном для этого сайте. Пользователи смогут проанализировать свой уровень готовности противостоять буллингу, изучить материалы по теме, выполнить ряд заданий на разрешение конфликтов и вновь пройти тест. Создатели программы надеются, что сайт будет востребован не только у студентов педагогических направлений, но и среди действующих преподавателей.

