Школьников будут учить кибербезопасности
28 апреля Правительство России утвердило Концепцию информационной безопасности детей.
«Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность» — гласит текст документа.
По данным «Лаборатории Касперского», личный смартфон или планшет с выходом в интернет есть у 88% младшеклассников. Все они — потенциальные жертвы кибербуллинга, интернет-зависимости, опасного для детской психики контента и других угроз: 79% российских детей в возрасте 7–10 лет регулярно получают заявки на добавление в друзья от взрослых незнакомцев.
В качестве одного из решений новая Концепция предлагает проводить в школах уроки цифровой безопасности и компьютерной грамотности.
«Например, на таких уроках ребятам объяснят, как распознавать мошенников и как правильно поступать, когда незнакомцы начинают выяснять личные данные ребёнка или спрашивать о его семье», — пояснили в кабинете министров.
Часы на обучение этим навыкам добавят в курсы информатики и ОБЖ.
«Эта тема… всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется. Но отмечу, что с нового учебного года она появится и в курсе „Основ безопасности жизнедеятельности“. Издательство „Просвещение“ выпускает учебник под названием „Цифровая гигиена“, и он с сентября будет доступен в каждой школе на уроках ОБЖ. Там ребята узнают о правилах поведения в соцсетях, регистрации на различных порталах, о том, как устроены финансовые операции в интернете», — поделилась подробностями директор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Екатерина Лавренова.
Представители власти неоднократно предлагали разные меры по обеспечению цифровой безопасности детей, например: установить вход в соцсети по паспорту или глушить в школах мобильный интернет — все они признавались неэффективными ещё на ранних этапах обсуждения. Новая Концепция делает ставку на просветительскую работу, главная цель которой — воспитание у детей и, что не менее важно, их родителей осознанности и ответственности за потребляемый контент.
«Всё-таки именно родители по закону несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. И они должны понимать, во что играет ребёнок, чтобы по необходимости это контролировать», — подчеркнул замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
<<Блок перелинковки>>
Доктор психологических наук Владимир Кудрявцев замечает, что данная концепция будет эффективна, только если внедрять её творчески, без давления и формализма: «Учить противостоянию мошенникам, буллингу и давать азы цифровой гигиены надо не только формально — на уроках, но и неформально — в цифровой среде. Вот туда, как когда-то во двор к „трудным“ подросткам, и надо идти — в сети и блогосферу. Но не как на амбразуру, а превращать их в инструменты творчества и ремёсел».
Как сообщили в Минпросвещения, Концепция будет развиваться и дорабатываться до 2030 года, а модули обучения информационной безопасности уже сейчас доступны в рамках школьных курсов и внеурочных программ.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/63eb7d3aa1706e46180e83d5_Frame%20567370539.png)
Дети в интернете
Как защитить личные данные в Сети? Отвечаем на главные вопросы про кибербезопасность.
Подробнее![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/64395a39fb682e81b8684e37_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B8%CC%86%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B8%CC%86%20%D0%B2%D1%83%D0%B7_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/6374c9bb0f3a392f04151074_Image.png)