Что такое медиаграмотность и зачем она нужна

5
минут
чтения

Изображение: Maxi Albella / Dribbble

Подросткам

<<Лид>>

ВИКТОРИЯ ВЗЯТЫШЕВА,

стажёр-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ, журналистка

Что такое медиаграмотность

Медиаграмотность — это, согласно одному из определений, способность получать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в разных формах.

Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать эти сообщения другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн.

Европейская комиссия считает, что у медиаграмотности шесть аспектов:

— умение взаимодействовать с разными типами медиа: от газет до онлайн-сообществ,

— способность оценить достоверность контента,

— активное использование разных форм медиа,

— критический подход к контенту,

— умение креативно использовать медиа,— понимание авторских прав и медийной экономики — например, какую роль играет владелец медиа и почему важен плюрализм.

Зачем нужна медиаграмотность

Предупреждён, значит вооружён: что такое кибербезопасность

Медиаграмотность помогает не попасться на дезинформацию. Особенно это важно сейчас, когда нас окружает огромное количество источников и быстрой и доступной информации из них. Все мы сталкивались с подозрительными рассылками в мессенджерах (например, со слухами про ковид) от родственников и знакомых, и человеку, который умеет анализировать контент, будет проще отличить ложь от правды.

Каким источникам можно доверять

Нет универсального способа понять, кому можно доверять, а кому — нет. Но существуют признаки, что источник публикует непроверенную информацию.

Чтобы понять, публикует ли источник достоверные материалы, можно задать себе ряд вопросов:

  • Попадалось ли это медиа на публикации фейков? Если да, то приносило ли оно публичные извинения? Признание ошибок — это важный навык для СМИ и блогеров. Он показывает, что медиа с уважением относится к читателям и своей работе.
  • С кем связано медиа? Кто его владелец? Могут ли на него оказывать влияние люди из бизнеса или власти?
  • Что известно об источнике? Кто на него ссылается? Обычно, если у издания есть авторитет в медиасреде и среди читателей, на его материалы ссылаются другие профессиональные СМИ.

Как отличить реальную новость от фейка

Новость — это жанр, который — за исключением развлекательных или сатирических новостей — подразумевает нейтральный язык. Любые манипуляции в историях должны вызывать подозрения. Если автор даёт эмоциональную оценку произошедшему, скорее всего, он заинтересован в определённой реакции читателей больше, чем в объективности информации. Но здесь речь именно про новости — конечно, во многих других журналистских жанрах эмоции и оценки допустимы.

По этой же причине фейковые новости распространяются с кричащими заголовками вроде «Учёные были в шоке, когда узнали…» или «Вы никогда не поверите, что…». Авторы таких материалов хотят убедить вас в чём-то или посеять сомнение, а не донести информацию такой, какая она есть. Фейки часто идеологизированы — они пытаются убедить читателя в точке зрения автора.

Фейковая информация, как правило, написана упрощённым языком, с пунктуационными и орфографическими ошибками. В текстах нередко можно заметить капслок — это нужно, чтобы привлечь внимание читателя. Перечисленные признаки (о них в том числе пишут исследователи дезинформации), впрочем, свойственны основной массе «классических» фейков, которые часто встречаются в соцсетях. Но есть и намного более «профессиональные» фейки, отличить которые обычному пользователю не так просто.

Как проверить информацию

Что такое критическое мышление и как его развить

У читателей новостей не так много способов проверить информацию, как у профессионального журналиста. Информации вокруг слишком много, чтобы искать первоисточник всего, что мы читаем ежедневно.

Однако, если тема новости вас волнует, можно сравнить версии истории у нескольких медиа: отечественных и зарубежных, государственных и независимых. Посмотрите, кто является первоисточником. Если есть возможность, прочитайте первоисточник, чтобы оценить его самостоятельно.

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Каждый день мы получаем много информации: новости из телеграм-каналов, сообщения от родственников из других стран, посты в социальных сетях. Отличить, что из этого правда, довольно сложно. В материале разбираемся, как находить достоверную информацию и каким источникам можно доверять, вместе с экспертом.

Рассылка с лучшими
статьями. Раз в неделю
для
самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа
Средняя школа
Младшая школа
Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
или

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
*действителен только для новых пользователей
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
СИЛАЛИСА
Промокод успешно скопирован