<<Лид>>
Виктория Взятышева,
стажёр-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ, журналистка
Что такое медиаграмотность
Медиаграмотность — это, согласно одному из определений, способность получать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в разных формах.
Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать эти сообщения другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн.
Европейская комиссия считает, что у медиаграмотности шесть аспектов:
— умение взаимодействовать с разными типами медиа: от газет до онлайн-сообществ,
— способность оценить достоверность контента,
— активное использование разных форм медиа,
— критический подход к контенту,
— умение креативно использовать медиа,— понимание авторских прав и медийной экономики — например, какую роль играет владелец медиа и почему важен плюрализм.
Зачем нужна медиаграмотность
Медиаграмотность помогает не попасться на дезинформацию. Особенно это важно сейчас, когда нас окружает огромное количество источников и быстрой и доступной информации из них. Все мы сталкивались с подозрительными рассылками в мессенджерах (например, со слухами про ковид) от родственников и знакомых, и человеку, который умеет анализировать контент, будет проще отличить ложь от правды.
Каким источникам можно доверять
Нет универсального способа понять, кому можно доверять, а кому — нет. Но существуют признаки, что источник публикует непроверенную информацию.
Чтобы понять, публикует ли источник достоверные материалы, можно задать себе ряд вопросов:
- Попадалось ли это медиа на публикации фейков? Если да, то приносило ли оно публичные извинения? Признание ошибок — это важный навык для СМИ и блогеров. Он показывает, что медиа с уважением относится к читателям и своей работе.
- С кем связано медиа? Кто его владелец? Могут ли на него оказывать влияние люди из бизнеса или власти?
- Что известно об источнике? Кто на него ссылается? Обычно, если у издания есть авторитет в медиасреде и среди читателей, на его материалы ссылаются другие профессиональные СМИ.
Как отличить реальную новость от фейка
Новость — это жанр, который — за исключением развлекательных или сатирических новостей — подразумевает нейтральный язык. Любые манипуляции в историях должны вызывать подозрения. Если автор даёт эмоциональную оценку произошедшему, скорее всего, он заинтересован в определённой реакции читателей больше, чем в объективности информации. Но здесь речь именно про новости — конечно, во многих других журналистских жанрах эмоции и оценки допустимы.
По этой же причине фейковые новости распространяются с кричащими заголовками вроде «Учёные были в шоке, когда узнали…» или «Вы никогда не поверите, что…». Авторы таких материалов хотят убедить вас в чём-то или посеять сомнение, а не донести информацию такой, какая она есть. Фейки часто идеологизированы — они пытаются убедить читателя в точке зрения автора.
Фейковая информация, как правило, написана упрощённым языком, с пунктуационными и орфографическими ошибками. В текстах нередко можно заметить капслок — это нужно, чтобы привлечь внимание читателя. Перечисленные признаки (о них в том числе пишут исследователи дезинформации), впрочем, свойственны основной массе «классических» фейков, которые часто встречаются в соцсетях. Но есть и намного более «профессиональные» фейки, отличить которые обычному пользователю не так просто.
Как проверить информацию
У читателей новостей не так много способов проверить информацию, как у профессионального журналиста. Информации вокруг слишком много, чтобы искать первоисточник всего, что мы читаем ежедневно.
Однако, если тема новости вас волнует, можно сравнить версии истории у нескольких медиа: отечественных и зарубежных, государственных и независимых. Посмотрите, кто является первоисточником. Если есть возможность, прочитайте первоисточник, чтобы оценить его самостоятельно.