<<Лид>>
Анатолий Чургель
Экономист, независимый консультант
С экономикой знакомство начинается буквально с рождения. Дети впитывают пример родителей задолго до того, как их начинают чему-то учить.
Последние несколько лет детей начинают знакомить с экономикой в дошкольном возрасте. Этому процессу дали своё обозначение — экономическое воспитание. Так происходит, потому что современные дети часто слышат о повышении цен на продукты, зарплате родителей, импортозамещении. Вся эта информация заставляет ребёнка задумываться, что такое финансы, как они появляются и по каким принципам ими распоряжаются.
Работая со студентами или читая курс основ предпринимательской деятельности для старшеклассников, я часто поражался, насколько они копируют безответственные экономические шаги взрослых. Например, одна из причин банкротств в бизнесе — это отношение к полученным авансам как к уже заработанным средствам. Но как вернуть уже потраченное, но ещё не заработанное, если что-то пошло не так? Так и в семье: без отсутствия планирования и обсуждения вопросов экономики домохозяйства детям будет казаться, что деньги просто растут в кошельках у взрослых и за все их финансовые проблемы отвечают другие.
Зачем ребёнку изучать основы экономики
Во-первых, она помогает понимать, что деньги — это ограниченный, но восполнимый ресурс. Чтобы что-то купить, нужно на это заработать.
Во-вторых, обучает анализировать ситуацию. Например, у человека есть зарплата в 30 тысяч, которую он получает в две выплаты: 10 и 20 тысяч. Соответственно, если человеку нужно больше денег, он может пойти несколькими путями:
- поменять работу на более высокооплачиваемую,
- попросить повышения,
- найти дополнительный источник заработка.
В-третьих, учит договариваться. Например, чтобы обменять наклейку на жвачку, нужно договориться об условиях. Или купить шоколадку — это тоже обмен, только продукта на деньги.
В-четвёртых, формирует отношение к труду. Ребёнок в детстве начинает понимать, что деньги не падают с неба и даже не растут на деревьях. Чтобы их получить, нужно что-то делать и, скорее всего, регулярно.
В целом знание основ экономики и финансовой грамотности помогает школьникам осознанно подходить к вопросу накоплений и трат. Для того, чтобы подросткам было легко и интересно погружаться в тему финансовой грамотности методисты «Фоксфорда» разработали бесплатный курс и игру-викторину «Потрачено! Как родители реагируют на ваши расходы». В игре школьникам предстоит принять самостоятельные решения, например о вкладах, инвестициях и дорогих покупках, и не попасться на популярные схемы финансового мошенничества. По итогам игры каждый участник получит доступ к бесплатному мини-курсу по финансовой грамотности. За четыре коротких эпизода ребята узнают, как защититься от уловок мошенников, накопить и приумножить сбережения и заработать первые деньги. Викторина и курс доступны по ссылке.
Финансовая грамотность в школе
С 1 сентября 2022 в школах с 1-го по 9-й классы начнут преподавать финансовую грамотность (источник: Банк России).
Нововведение закрепили в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые разрабатывали при активном участии Банка России.
В начальной школе будут преподавать элементы финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира, а в средней — на обществознании, математике и географии.
Банк России считает, что школьникам необходимо с 1-го класса формировать навык безопасного поведения в интернете, в том числе и при совершении финансовых операций. Детей научат анализировать доходы и расходы семьи и составлять личный финансовый план.
С 5-го класса школьники научатся оценивать финансовые риски, разбирать практику денежного оборота организаций и определять разные виды мошенничества.
Все финансовые задачи будут внедрены в предметы. Например, на математике нужно будет рассчитать цену товара и налоги, а на географии — разобраться с понятием «финансовое благополучие семьи». Ещё детей будут учить самостоятельно составлять и заполнять документы, например заявления, обращения, декларации, доверенности.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы», — считает первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.
В некоторых школах продолжат действовать классы с профильным экономическим образованием — это возможно благодаря образовательному стандарту, с помощью которого школы разрабатывают и реализовывают программы с углублённым изучением отдельных предметов.
<<Лидген для статьи>>
Как обучить экономике хоумскулера
Для родителей, которые обучают ребёнка дома, важно не отставать от общей программы. Вот пять советов, которые помогут рассказать об экономике на понятном школьнику языке.
Если в семье есть чёткое понимание основ грамотного ведения хозяйства — что было одним из основных значений греческого слова «экономика», — у ребёнка складываются верные базовые представления, которые легко развивать.
Совет 1. Покажите, что экономика — это часть жизни
Это не далёкая наука, которая в жизни больше никогда не пригодится. Экономика окружает ребёнка повсюду. Например, чтобы купить игрушку, родителям нужно заработать на неё. Можно объяснять, почему какой-то товар стоит дороже, а какой-то — дешевле.
Родителям стоит уточнить у ребёнка, что он знает о финансах, ценах, доходах и расходах, чтобы корректировать процесс обучения.
Совет 2. Играйте, даже если ребёнок взрослый
Все дети и даже большинство взрослых любят играть. Например, младшему школьнику подойдёт игра в «Белую ворону» — аналог зарубежного «Дня платежа». Игрокам нужно передвигаться по игровому полю: оплачивать, перепродавать, покупать и продавать.
Для детей постарше подойдёт «Монополия», где главная цель — сделать банкротами всех, самому став монополистом. Игровое поле — замкнутая система из квадратов дополнительного действия или недвижимости.
Можно просто поиграть в «Магазин». Например, родитель — продавец, ребёнок — покупатель, у которого есть определённая сумма денег. У каждого товара есть ценник, сложив которые нужно сделать вывод, хватит ли денег.
Совет 3. Приводите в пример ситуации из жизни
Лучше всего ребёнок поймёт примеры из его жизни. Например, вы были в магазине и ему понравилась машина на радиоуправлении, но денег было недостаточно. Она стоила 2 500 ₽, а вы могли себе позволить потратить только 1 500 ₽.
Другой пример — доверять ребёнку посчитать сдачу, если вы пользуетесь наличкой. Или отсчитать монеты для оплаты проезда.
Совет 4. Обсуждайте фильмы, сериалы и книги
Много примеров можно найти в художественных произведениях. Детям часто остаётся непонятно, например, что такое экономический кризис, почему герою не подняли зарплату и как так получилось, что семье не хватило денег заплатить по счетам. Проговорив эти моменты, родитель в голове ребёнка разложит информацию по полочкам, а у малыша останется пример.
Совет 5. Выделяйте деньги на карманные расходы на карту и наличкой
Карманные деньги у ребёнка — это аналог зарплаты взрослого человека. Ребёнку нужно учиться на простых вещах. Например, в день ему дают 100 ₽. Это значит, что можно купить обед и хватит на маленькую шоколадку.
Если родитель откроет детскую банковскую карту, ребёнку может быть сложно понимать ценность денег в первое время. Для этого необходимо потренироваться: понять, как тратить и копить.