
Анатолий Чургель,
экономист, независимый консультант
С экономикой знакомство начинается буквально с рождения. Дети впитывают пример родителей задолго до того, как их начинают чему-то учить.
Последние несколько лет детей начинают знакомить с экономикой в дошкольном возрасте. Этому процессу дали своё обозначение — экономическое воспитание. Так происходит, потому что современные дети часто слышат о повышении цен на продукты, зарплате родителей, импортозамещении. Вся эта информация заставляет ребёнка задумываться, что такое финансы, как они появляются и по каким принципам ими распоряжаются.
Работая со студентами или читая курс основ предпринимательской деятельности для старшеклассников, я часто поражался, насколько они копируют безответственные экономические шаги взрослых. Например, одна из причин банкротств в бизнесе — это отношение к полученным авансам как к уже заработанным средствам. Но как вернуть уже потраченное, но ещё не заработанное, если что-то пошло не так? Так и в семье: без отсутствия планирования и обсуждения вопросов экономики домохозяйства детям будет казаться, что деньги просто растут в кошельках у взрослых и за все их финансовые проблемы отвечают другие.
Зачем ребёнку изучать основы экономики
Изучение основ экономики полезно для ребёнка по нескольким причинам.
- Ребёнок учится правильно обращаться с деньгами: копить, тратить разумно, избегать долгов.
- Понимает, откуда берутся деньги и как их зарабатывать.
Развитие логики и критического мышления:
- Экономика учит анализировать последствия решений. Например, что будет, если купить эту игру сейчас, а не отложить деньги.
- Помогает оценивать риски и возможности.
Подготовка к реальной жизни:
- Понимание, что деньги — это ограниченный, но восполнимый ресурс. Чтобы что-то купить, нужно на это заработать.
- Понимание цен, налогов, кредитов и скидок пригодится во взрослой жизни.
- Осознание, как работают бизнес, государство и мировая экономика.
Ответственное потребление:
- Ребёнок начинает задумываться, нужна ли ему эта вещь или может без неё обойтись.
- Учится отличать «хочу» от «действительно нужно».
Развитие предпринимательского мышления:
- Может придумать, как заработать. Например, продажа handmade-поделок или помощь соседям.
- Понимает основы спроса и предложения.
Развитие анализаторных навыков:
Например, у человека есть зарплата в 30 тысяч, которую он получает в две выплаты: 10 и 20 тысяч. Соответственно, если человеку нужно больше денег, он может пойти несколькими путями — поменять работу на более высокооплачиваемую, попросить повышения или найти дополнительный источник заработка.
Формирование отношения к труду:
Ребёнок в детстве начинает понимать, что деньги не падают с неба и даже не растут на деревьях. Чтобы их получить, нужно что-то делать и, скорее всего, регулярно.
Развитие договорных отношений:
Например, чтобы обменять наклейку на жвачку, нужно договориться об условиях. Или купить шоколадку — это тоже обмен, только продукта на деньги.
Финансовая грамотность в школе
Современный мир требует не только академических знаний, но и практических навыков, особенно в обращении с деньгами. Финансовая грамотность — это умение управлять личными финансами, понимать экономические процессы и принимать разумные финансовые решения. Почему её важно изучать в школе и как это делать эффективно — разбираем ниже.
Зачем финансовая грамотность в школе
Подготовка к реальной жизни
Большинство взрослых сталкиваются с кредитами, налогами, инвестициями и планированием бюджета, но далеко не все к этому готовы. Если ребёнок с детства понимает основы финансов, он избежит многих ошибок:
- не наберёт ненужных долгов;
- научится отличать выгодные покупки от спонтанных трат;
- сможет планировать свои расходы.
Развитие ответственности и самостоятельности
Когда дети знают цену деньгам, они:
- учатся зарабатывать — например, на карманные расходы через подработку или хобби;
- осознают, что деньги не появляются «просто так»;
- начинают ценить труд родителей.
Защита от мошенников
Финансово грамотный человек:
- не попадётся на уловки «лёгкого заработка»;
- распознает финансовые пирамиды и мошеннические схемы;
- будет осторожнее с онлайн-платежами и личными данными.
Формирование предпринимательского мышления
Изучение основ экономики и финансов помогает:
- развивать креативность в поиске способов заработка;
- понимать, как работают бизнес и инвестиции;
- видеть возможности там, где другие их не замечают.
Как преподают финансовую грамотность в школе
Интерактивные уроки
Теория — это важно, но без практики знания быстро забываются. Эффективные методы:
- Деловые игры — «Монополия», «Cashflow» или специальные школьные проекты.
- Разбор реальных кейсов — например, как выбрать банковскую карту или рассчитать проценты по кредиту.
- Создание мини-бизнесов — школьная ярмарка, продажа handmade-изделий.
Включение в другие предметы
Финансовую грамотность интегрируют:
- В математику — расчёты процентов, кредитов, вкладов.
- Обществознание — темы про налоги, бюджет семьи, экономику страны.
- Информатику — безопасность онлайн-платежей, Excel для ведения бюджета.
Приглашение экспертов
Банкиры, предприниматели и финансовые консультанты проводят мастер-классы и отвечают на вопросы школьников.
Практические задания
- Ведение личного бюджета — учёт доходов и расходов.
- Сравнение товаров и услуг — анализ цен, акций, скидок.
- Планирование накоплений — например, на желанную покупку.
Как обучать ребёнка основам экономики
Для родителей, которые обучают ребёнка дома, важно не отставать от общей программы. Вот пять советов, которые помогут рассказать об экономике на понятном школьнику языке.
Если в семье есть чёткое понимание основ грамотного ведения хозяйства — что было одним из основных значений греческого слова «экономика», — у ребёнка складываются верные базовые представления, которые легко развивать.
Совет 1. Покажите, что экономика — это часть жизни
Это не далёкая наука, которая в жизни больше никогда не пригодится. Экономика окружает ребёнка повсюду. Например, чтобы купить игрушку, родителям нужно заработать на неё. Можно объяснять, почему какой-то товар стоит дороже, а какой-то — дешевле.
Родителям стоит уточнить у ребёнка, что он знает о финансах, ценах, доходах и расходах, чтобы корректировать процесс обучения.
Совет 2. Играйте, даже если ребёнок взрослый
Все дети и даже большинство взрослых любят играть. Например, младшему школьнику подойдёт игра в «Белую ворону» — аналог зарубежного «Дня платежа». Игрокам нужно передвигаться по игровому полю: оплачивать, перепродавать, покупать и продавать.

Для детей постарше подойдёт «Монополия», где главная цель — сделать банкротами всех, самому став монополистом. Игровое поле — замкнутая система из квадратов дополнительного действия или недвижимости.

Можно просто поиграть в «Магазин». Например, родитель — продавец, ребёнок — покупатель, у которого есть определённая сумма денег. У каждого товара есть ценник, сложив которые нужно сделать вывод, хватит ли денег.

Совет 3. Приводите в пример ситуации из жизни
Лучше всего ребёнок поймёт примеры из его жизни. Например, вы были в магазине и ему понравилась машина на радиоуправлении, но денег было недостаточно. Она стоила 2 500 ₽, а вы могли себе позволить потратить только 1 500 ₽.
Другой пример — доверять ребёнку посчитать сдачу, если вы пользуетесь наличкой. Или отсчитать монеты для оплаты проезда.
Совет 4. Обсуждайте фильмы, сериалы и книги
Много примеров можно найти в художественных произведениях. Детям часто остаётся непонятно, например, что такое экономический кризис, почему герою не подняли зарплату и как так получилось, что семье не хватило денег заплатить по счетам. Проговорив эти моменты, родитель в голове ребёнка разложит информацию по полочкам, а у малыша останется пример.
Совет 5. Выделяйте деньги на карманные расходы на карту и наличкой
Карманные деньги у ребёнка — это аналог зарплаты взрослого человека. Ребёнку нужно учиться на простых вещах. Например, в день ему дают 100 ₽. Это значит, что можно купить обед и хватит на маленькую шоколадку.
Если родитель откроет детскую банковскую карту, ребёнку может быть сложно понимать ценность денег в первое время. Для этого необходимо потренироваться: понять, как тратить и копить.