<<Лид>>

Анатолий Чургель,
экономист, независимый консультант
С экономикой знакомство начинается буквально с рождения. Дети впитывают пример родителей задолго до того, как их начинают чему-то учить.
Последние несколько лет детей начинают знакомить с экономикой в дошкольном возрасте. Этому процессу дали своё обозначение — экономическое воспитание. Так происходит, потому что современные дети часто слышат о повышении цен на продукты, зарплате родителей, импортозамещении. Вся эта информация заставляет ребёнка задумываться, что такое финансы, как они появляются и по каким принципам ими распоряжаются.
Работая со студентами или читая курс основ предпринимательской деятельности для старшеклассников, я часто поражался, насколько они копируют безответственные экономические шаги взрослых. Например, одна из причин банкротств в бизнесе — это отношение к полученным авансам как к уже заработанным средствам. Но как вернуть уже потраченное, но ещё не заработанное, если что-то пошло не так? Так и в семье: без отсутствия планирования и обсуждения вопросов экономики домохозяйства детям будет казаться, что деньги просто растут в кошельках у взрослых и за все их финансовые проблемы отвечают другие.
Зачем ребёнку изучать основы экономики
Изучение основ экономики полезно для ребёнка по нескольким причинам.
- Ребёнок учится правильно обращаться с деньгами: копить, тратить разумно, избегать долгов.
- Понимает, откуда берутся деньги и как их зарабатывать.
Развитие логики и критического мышления:
- Экономика учит анализировать последствия решений. Например, что будет, если купить эту игру сейчас, а не отложить деньги.
- Помогает оценивать риски и возможности.
Подготовка к реальной жизни:
- Понимание, что деньги — это ограниченный, но восполнимый ресурс. Чтобы что-то купить, нужно на это заработать.
- Понимание цен, налогов, кредитов и скидок пригодится во взрослой жизни.
- Осознание, как работают бизнес, государство и мировая экономика.
Ответственное потребление:
- Ребёнок начинает задумываться, нужна ли ему эта вещь или может без неё обойтись.
- Учится отличать «хочу» от «действительно нужно».
Развитие предпринимательского мышления:
- Может придумать, как заработать. Например, продажа handmade-поделок или помощь соседям.
- Понимает основы спроса и предложения.
Развитие анализаторных навыков:
Например, у человека есть зарплата в 30 тысяч, которую он получает в две выплаты: 10 и 20 тысяч. Соответственно, если человеку нужно больше денег, он может пойти несколькими путями — поменять работу на более высокооплачиваемую, попросить повышения или найти дополнительный источник заработка.
Формирование отношения к труду:
Ребёнок в детстве начинает понимать, что деньги не падают с неба и даже не растут на деревьях. Чтобы их получить, нужно что-то делать и, скорее всего, регулярно.
Развитие договорных отношений:
Например, чтобы обменять наклейку на жвачку, нужно договориться об условиях. Или купить шоколадку — это тоже обмен, только продукта на деньги.
Финансовая грамотность в школе
Современный мир требует не только академических знаний, но и практических навыков, особенно в обращении с деньгами. Финансовая грамотность — это умение управлять личными финансами, понимать экономические процессы и принимать разумные финансовые решения. Почему её важно изучать в школе и как это делать эффективно — разбираем ниже.
Зачем финансовая грамотность в школе
Подготовка к реальной жизни
Большинство взрослых сталкиваются с кредитами, налогами, инвестициями и планированием бюджета, но далеко не все к этому готовы. Если ребёнок с детства понимает основы финансов, он избежит многих ошибок:
- не наберёт ненужных долгов;
- научится отличать выгодные покупки от спонтанных трат;
- сможет планировать свои расходы.
Развитие ответственности и самостоятельности
Когда дети знают цену деньгам, они:
- учатся зарабатывать — например, на карманные расходы через подработку или хобби;
- осознают, что деньги не появляются «просто так»;
- начинают ценить труд родителей.
Защита от мошенников
Финансово грамотный человек:
- не попадётся на уловки «лёгкого заработка»;
- распознает финансовые пирамиды и мошеннические схемы;
- будет осторожнее с онлайн-платежами и личными данными.
Формирование предпринимательского мышления
Изучение основ экономики и финансов помогает:
- развивать креативность в поиске способов заработка;
- понимать, как работают бизнес и инвестиции;
- видеть возможности там, где другие их не замечают.
Как преподают финансовую грамотность в школе
Интерактивные уроки
Теория — это важно, но без практики знания быстро забываются. Эффективные методы:
- Деловые игры — «Монополия», «Cashflow» или специальные школьные проекты.
- Разбор реальных кейсов — например, как выбрать банковскую карту или рассчитать проценты по кредиту.
- Создание мини-бизнесов — школьная ярмарка, продажа handmade-изделий.
Включение в другие предметы
Финансовую грамотность интегрируют:
- В математику — расчёты процентов, кредитов, вкладов.
- Обществознание — темы про налоги, бюджет семьи, экономику страны.
- Информатику — безопасность онлайн-платежей, Excel для ведения бюджета.
Приглашение экспертов
Банкиры, предприниматели и финансовые консультанты проводят мастер-классы и отвечают на вопросы школьников.
Практические задания
- Ведение личного бюджета — учёт доходов и расходов.
- Сравнение товаров и услуг — анализ цен, акций, скидок.
- Планирование накоплений — например, на желанную покупку.
<<Лидген для статьи>>
Как обучать ребёнка основам экономики
Для родителей, которые обучают ребёнка дома, важно не отставать от общей программы. Вот пять советов, которые помогут рассказать об экономике на понятном школьнику языке.
Если в семье есть чёткое понимание основ грамотного ведения хозяйства — что было одним из основных значений греческого слова «экономика», — у ребёнка складываются верные базовые представления, которые легко развивать.
Совет 1. Покажите, что экономика — это часть жизни
Это не далёкая наука, которая в жизни больше никогда не пригодится. Экономика окружает ребёнка повсюду. Например, чтобы купить игрушку, родителям нужно заработать на неё. Можно объяснять, почему какой-то товар стоит дороже, а какой-то — дешевле.
Родителям стоит уточнить у ребёнка, что он знает о финансах, ценах, доходах и расходах, чтобы корректировать процесс обучения.
Совет 2. Играйте, даже если ребёнок взрослый
Все дети и даже большинство взрослых любят играть. Например, младшему школьнику подойдёт игра в «Белую ворону» — аналог зарубежного «Дня платежа». Игрокам нужно передвигаться по игровому полю: оплачивать, перепродавать, покупать и продавать.

Для детей постарше подойдёт «Монополия», где главная цель — сделать банкротами всех, самому став монополистом. Игровое поле — замкнутая система из квадратов дополнительного действия или недвижимости.

Можно просто поиграть в «Магазин». Например, родитель — продавец, ребёнок — покупатель, у которого есть определённая сумма денег. У каждого товара есть ценник, сложив которые нужно сделать вывод, хватит ли денег.

Совет 3. Приводите в пример ситуации из жизни
Лучше всего ребёнок поймёт примеры из его жизни. Например, вы были в магазине и ему понравилась машина на радиоуправлении, но денег было недостаточно. Она стоила 2 500 ₽, а вы могли себе позволить потратить только 1 500 ₽.
Другой пример — доверять ребёнку посчитать сдачу, если вы пользуетесь наличкой. Или отсчитать монеты для оплаты проезда.
<<Блок перелинковки>>
Совет 4. Обсуждайте фильмы, сериалы и книги
Много примеров можно найти в художественных произведениях. Детям часто остаётся непонятно, например, что такое экономический кризис, почему герою не подняли зарплату и как так получилось, что семье не хватило денег заплатить по счетам. Проговорив эти моменты, родитель в голове ребёнка разложит информацию по полочкам, а у малыша останется пример.
Совет 5. Выделяйте деньги на карманные расходы на карту и наличкой
Карманные деньги у ребёнка — это аналог зарплаты взрослого человека. Ребёнку нужно учиться на простых вещах. Например, в день ему дают 100 ₽. Это значит, что можно купить обед и хватит на маленькую шоколадку.
Если родитель откроет детскую банковскую карту, ребёнку может быть сложно понимать ценность денег в первое время. Для этого необходимо потренироваться: понять, как тратить и копить.