<<Лид>>
Кто такой маркетолог и чем он занимается
По мнению известного американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера, «маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Отсюда следует, что маркетологу важно понять, чего хотят люди и какими способами можно удовлетворить их потребности. Этот специалист помогает компании найти «своего» клиента, а клиенту — «свой» продукт.
Маркетолог должен привлекать и удерживать пользователей, чтобы увеличивать продажи и прибыль компании. Он решает, какими инструментами и в каких каналах продвижения это сделать, а также отслеживает их эффективность.
Специализации маркетолога
У маркетологов очень широкий спектр задач: от продвижения товаров и услуг через интернет до аналитики и прогнозирования. В больших компаниях обычно есть целый отдел маркетинга, в котором собираются специалисты разных типов. Вот какие популярные направления есть в этой профессии:
- Продуктовый маркетолог продвигает определённый товар или услугу на рынке. Он изучает потребности потребителей, определяет преимущества продукта и создаёт его ценность.
- Контент-маркетолог создаёт и распространяет полезный и интересный контент, который привлекает внимание потенциальных и существующих клиентов. Он пишет тексты, снимает видео, делает инфографику, чтобы повысить доверие к бренду и стимулировать продажи.
- Маркетолог-аналитик собирает, обрабатывает и анализирует маркетинговые данные, например охваты сайта компании или конкретных рекламных акций. Он использует различные инструменты и методы, чтобы измерять эффективность маркетинговых кампаний, изучать поведение потребителей и прогнозировать спрос на продукты компании.
- Интернет-маркетолог продвигает товары и услуги в интернете с помощью сайтов, социальных сетей, контекстной рекламы и блогов.
- SMM-маркетолог продвигает бренды в социальных сетях, создаёт сообщества и управляет ими, генерирует контент и привлекает аудиторию.
- SEO-маркетолог оптимизирует сайт для поисковых систем, чтобы повысить его видимость и привлечь больше посетителей.
- CRM-маркетолог выстраивает коммуникацию с клиентами и лидами, опираясь на собранные о них данные. Он занимается допродажами, переводом лидов в клиентов, повышением конверсии и лояльности.
- Email-маркетолог запускает рекламные и приветственные рассылки, настраивает отправку транзактных или сервисных писем. Благодаря ему на вашу почту придёт купленный электронный билет, письмо с напоминанием об уроке или полезная рассылка.
- Креативный маркетолог разрабатывает нестандартные и оригинальные маркетинговые идеи, которые привлекают внимание и вызывают эмоции у потребителей.
<<Лидген для статьи>>
Где учат на маркетолога
Высшее образование. Многие университеты предлагают программы бакалавриата и магистратуры в области маркетинга, релкамы, бизнеса, социологии или менеджмента. В таких программах изучают основные принципы и стратегии маркетинга, а также на практике разбирают примеры реальных бизнес-ситуаций. Вот список лучших вузов Москвы, где готовят самых востребованных маркетологов:
- МГУ им. М. В. Ломоносова (факультет журналистики)
- РЭУ им. Г. В. Плеханова (Высшая школа экономики и бизнеса)
- МГИМО (факультет международной журналистики)
- НИУ ВШЭ (Управление бизнесом)
- МосГУ (факультет рекламы)
- РУДН (Институт мировой экономики и бизнеса)
- ГУУ (Институт маркетинга)
- МГУ им. М. В. Ломоносова (социологический факультет)
- Финансовый университет (факультет социальных науки и массовых коммуникаций)
- РГГУ (социологический факультет)
- РАНХиГС (Институт отраслевого менеджмента)
- МГУ им. М. В. Ломоносова (экономический факультет)
- РУДН (факультет гуманитарных и социальных наук)
Курсы и сертификаты. Существует много онлайн-платформ и институтов, которые предлагают курсы и программы обучения в сфере маркетинга.
Для успешного освоения профессии важна не только теория, но и практика. У будущих маркетологов, как правило, есть возможность подрабатывать по специальности начиная с 3–4-го курса. Молодых специалистов без диплома охотно берут небольшие компании и рекламные агентства. Для студента это прекрасная возможность набраться опыта и попробовать себя в разных направлениях рекламы и маркетинга. Кроме того, ещё во время обучения в университете важно участвовать в конкурсах кейсов, подавать заявки на летние стажировки крупных компаний.
<<Блок перелинковки>>
Кому подойдёт профессия маркетолога
- Вы любите общаться и понимать людей. Маркетинг — это про то, как говорить с аудиторией на её языке.
- Вам нравится анализировать данные. Придётся разбираться в статистике и поведении клиентов.
- Вы креативны. Придумывать рекламные кампании, посты или стратегии — это творческая работа.
- Вы готовы учиться. Маркетинг быстро меняется: необходимо следить за трендами и развитием новых технологий.
- Вам важно видеть результат. Когда ваша реклама работает — это крутое ощущение.
Профессия маркетолога вам не подойдёт, если выне любите меняющиеся задачи или хотите чёткий график без сюрпризов. Маркетинг — динамичная сфера, где нужно быть гибким.
Чем занимается маркетолог крупной корпорации
Многие путают маркетолога с бренд-менеджером, но на самом деле это две разные профессии. Оба этих направления важны для создания и продвижения бренда, но у них разные задачи и уровень ответственности.
Бренд-менеджер отвечает за разработку и управление всем, что связано с брендом компании. Он планирует стратегию бренда, его ценности и позиционирование на рынке.
Маркетолог же занимается созданием и реализацией маркетинговых стратегий. Он анализирует рынок, изучает потребности клиентов, создаёт рекламные кампании и определяет целевую аудиторию. Маркетолог отвечает за достижение целей продаж и роста продуктов или услуг компании.
Какие качества и навыки нужны маркетологу
Маркетологу нужны хард- и софт-скилы. Требуемые навыки во многом зависят от специализации. Например, интернет-маркетологу важно уметь:
- исследовать рынок, аудиторию компании, продукты и стратегии конкурентов, разрабатывать и реализовывать собственные маркетинговые стратегии;
- работать с аналитическими инструментами вроде Google Analytics, Google AdWords, CRM-систем;
- оценивать эффективность рекламных кампаний при помощи метрик: стоимости клика, стоимости лида, ROMI (return on marketing investment — коэффициент возврата маркетинговых инвестиций);
- планировать бюджет на продвижение;
- работать с цифровым маркетингом: знать основы SEO, контекстной рекламы, маркетинга в социальных сетях, аналитики веб-трафика.
К другим специализациям маркетологов могут быть иные требования. Например, email-маркетологу нужно уметь разбираться в видах писем, вёрстке, копирайтинге и аналитике.
Что касается софт-скилов, маркетологу важно иметь:
- аналитические способности: необходимо работать с большими объёмами информации, уметь принимать идеальные решения на основе имеющихся данных;
- коммуникативные навыки: умение слушать, доносить свою мысль до окружающих, договариваться, находить компромиссные решения, работать в команде, руководить и подчиняться в зависимости от ситуации;
- креативный подход: способность генерировать новые идеи и применять их в маркетинговых решениях;
- навыки тайм-менеджмента: способность планировать и организовывать свою работу так, чтобы быть продуктивным и справляться с задачами в установленные сроки;
- умение работать в режиме многозадачности: маркетолог в течение дня может решать вопросы, связанные с логистикой и продажами, согласовывать креативные макеты, участвовать в воркшопе по созданию большой идеи и работать над упаковкой;
- стрессоустойчивость: как правило, у маркетолога всегда много работы, он координирует деятельность многих людей и вынужден постоянно решать внезапно возникающие проблемы, исправлять ошибки и недочёты;
- понимание современных тенденций: маркетолог должен улавливать существующие культурные коды, тонко чувствовать дух времени, знать, какие тенденции возникают в профессиональной среде, чтобы предлагать соответствующие им стратегии продвижения.
Карьера маркетолога
Горизонтальная карьера в крупной компании предполагает переход из одного отдела в другой. Крупные корпорации активно внедряют этот вид карьеры среди своих сотрудников. Например, человек может работать в отделе логистики, оттуда перейти в маркетинг, оттуда — в продажи. Это помогает компании снизить текучку кадров, а сотрудникам — решать новые интересные задачи, получать опыт в другой сфере деятельности и избегать профессионального выгорания.
Вертикальная карьера маркетолога в крупной корпорации может начаться с должности младшего маркетолога или его ассистента. Следующая ступень — маркетолог, затем старший специалист. Можно подняться ещё выше и стать руководителем отдела маркетинга, директором по маркетингу и вице-президентом по маркетингу — в зависимости от особенностей структуры организации. Вершиной карьеры маркетолога может стать и должность генерального директора корпорации.
Востребованность маркетологов
Маркетологи нужны везде — от небольших локальных компаний до международных корпораций. Спрос на специалистов растёт, потому что бизнесу важно понимать своих клиентов и уметь продавать товары или услуги.
Если вы хотите профессию, где точно не будете сидеть без работы, маркетинг — хороший выбор.
График работы маркетолога
Стандартный вариант — офис с 8-часовым рабочим днём, но иногда нужно задерживаться на мероприятиях или акциях.
Удалёнка возможна, но многие задачи (мозговые штурмы, презентации) удобнее решать вживую с коллегами.
Возможен фриланс, но нужен опыт работы. Без готовых кейсов в портфолио первые заказы будут низкооплачиваемыми, поиск клиентов будет отнимать много времени.
Зарплата маркетолога
В России зарплаты маркетологов различаются в зависимости от опыта работы, специализации и региона. Средняя зарплата маркетолога в 2025 году 82 578 рублей.
Будущее профессии
Есть основания верить, что профессия маркетолога станет более актуальной: возникнут новые направления, пути и способы анализировать потребительскую активность покупателей, их предпочтения, появятся новые возможности продвижения продукта. Уже сейчас внедряются технологии нейромаркетинга, когда информация о реакции потребителя считывается напрямую из его мозга.
В мире растёт интерес к маркетингу, различным способам продвижения товаров и услуг. Всё больше компаний хотят не просто производить и реализовывать товары, а строить бренды — нематериальные активы, обладающие реальной ценностью. Если смотреть шире, то маркетинг нужен не только крупным корпорациям и небольшим бизнесам, но и отдельным людям, которые хотят продвигать свои товары и услуги и зарабатывать на них. Это направление будет активно развиваться.