Логотип Фоксфорд

Андрагогика: почему взрослых нужно обучать по-другому

Андрагогика — это наука обучения взрослых. Рассказываем, какие особенности мотивации взрослых людей влияют на их обучение и разбираемся в методах и условиях для обучения взрослых.
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
6 августа 2025
В этой статье

    Родоначальники андрагогики

    Термин «андрагогика» ввёл немецкий учитель Александр Капп в 1833 году, но создателем науки считают американского педагога Малколма Ноулза. В 1973 году он издал книгу The Adult Learner, в которой описал, как лучше всего учиться взрослым людям. В 1981 году Джек Мезиров разработал теорию обучения взрослых, а профессор Джон Хеншке продолжил изучение темы.

    Спрос на андрагогику вырос в последние десятилетия. Например, у наших бабушек и дедушек не было необходимости постоянно учиться чему-то новому: они всю жизнь работали на одном предприятии и выполняли схожие действия. С восьмидесятых годов прошлого столетия компании стали выходить на мировой рынок, а технологии и методы производства поменялись. Тогда многим людям пришлось переучиваться в экстремально короткие сроки.

    После ковидных ограничений и самоизоляции в 2020 году рынок изменился ещё раз: многие ушли на удалёнку, а спрос на онлайн-образование вырос.

    Чем андрагогика отличается от педагогики

    Малколм Ноулз выделил несколько отличительных особенностей андрагогики.

    __wf_reserved_inherit
    Сравнительная таблица андрагогики и педагогики

    Принципы андрагогики

    Выделяют 11 принципов современной андрагогики:

    • приоритетность самостоятельного обучения;
    • совместную деятельность с одногруппниками или учителем;
    • использование положительного жизненного опыта в обучении;
    • корректировку препятствующего усвоению новых знаний устаревшего опыта;
    • индивидуальный подход к обучению;
    • элективность, то есть свободу выбора;
    • рефлективность, то есть сознательное отношение к обучению;
    • востребованность результатов практической деятельности;
    • системность;
    • актуализацию результатов, то есть скорейшее использование на практике;
    • развитие обучающегося.

    Хочу мотивировать ребёнка учиться

    Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

    Методы обучения в андрагогике

    Педагогика обычно использует пассивный метод, в котором главная роль отводится преподавателю. Он обучает ребёнка и решает, насколько хорошо последний выполнил задание. В андрагогике учитель комбинирует два других метода:

    • активный: преподаватель вызывает на диалог обучающихся. Наиболее подходящие формы — кейсы и дидактические игры;
    • интерактивный: тесное взаимодействие обучающихся с педагогом. Преподаватель организует и регулирует занятие. Наиболее подходящие формы — дебаты и круглый стол.

    Условия для обучения взрослых

    Чтобы выработать оптимальный план и режим обучения, можно сделать несколько шагов.

    Шаг 1. Вспомнить предыдущий опыт

    Определить комфортные и некомфортные методы обучения в школе или в университете. Каждый нужно проанализировать и вывести единую стратегию, каким способом можно получить качественные знания, а каким нет.

    Например, когда человек слушает лекцию, он запоминает пятую часть, когда составляет таблицу — половину.

    Шаг 2. Исследовать знания и умения

    Поймите, какими знаниями вы уже обладаете, какие задачи вызывают трудности и что нужно подтянуть.

    Например, человек хочет стать журналистом. Он уже умеет собирать информацию и проводить фактчекинг, но совершенно не понимает, как раскрыть героя в интервью.

    Шаг 3. Определить контрольные точки

    Задайте параметры, по которым будет понятно, насколько успешно вы справляетесь с программой.

    Например, если к середине обучения интервью всё ещё не даются, а тема была чуть ли не в начале, стоит вернуться и поискать проблему. Возможно, она кроется в непонимании, как выстраивать канву диалога или составлять вопросы.

    Шаг 4. Начать учиться

    Здесь всё просто: нужно изучить рынок образования, выбрать подходящий курс и стартовать.

    Шаг 5. Поделиться опытом

    Человек лучше всего усваивает материал, когда пересказывает его другим. Заведите телеграм-, ютьюб- или дзен-канал, чтобы делиться знаниями. Так сразу же можно зарекомендовать себя в качестве эксперта и потом прикладывать ссылку при отклике на вакансию.

    Исследование рынка образования взрослых

    В 2021-м «Нетология» запустила большое исследование российского рынка онлайн-образования, в том числе выделила главу, посвящённую андрагогике.

    Несколько интересных фактов:

    • В сфере дополнительного образования для взрослого населения онлайн — основной канал получения образования. За последний год 12 миллионов россиян прошли обучение в офлайне, а в онлайне — 18 миллионов. Пользователи изучали как платные, так и бесплатные курсы.

    • Суммарные траты населения на дополнительное онлайн-образование превысили траты на офлайн-образование.

    • В офлайне больше всего человек обучались производству, строительству, ремонту, IT-профессиям и маркетингу. В онлайне самыми массовыми направлениями стали IT и профессии в сфере образования.
    • 70% получавших онлайн-образование за последние 12 месяцев учились с профессиональными целями.
    __wf_reserved_inherit
    Источник: «Исследование российского рынка онлайн-образования»
    • В среднем получающие дополнительное онлайн-образование учатся на двух-трёх курсах за год.

    • Почти четверть обучавшихся (23%) прошли за год четыре программы или больше.

    • 90% людей, которые проходят сейчас или проходили за последние 12 месяцев курс дополнительного онлайн-образования, ранее не учились онлайн.
    __wf_reserved_inherit
    Источник: «Исследование российского рынка онлайн-образования»
    • 85% респондентов планируют учиться онлайн в будущем. Вообще не планируют получать дополнительное образование в будущем лишь 3% опрошенных.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной