<<Лид>>
Родоначальники андрагогики
Термин «андрагогика» ввёл немецкий учитель Александр Капп в 1833 году, но создателем науки считают американского педагога Малколма Ноулза. В 1973 году он издал книгу The Adult Learner, в которой описал, как лучше всего учиться взрослым людям. В 1981 году Джек Мезиров разработал теорию обучения взрослых, а профессор Джон Хеншке продолжил изучение темы.
Спрос на андрагогику вырос в последние десятилетия. Например, у наших бабушек и дедушек не было необходимости постоянно учиться чему-то новому: они всю жизнь работали на одном предприятии и выполняли схожие действия. С восьмидесятых годов прошлого столетия компании стали выходить на мировой рынок, а технологии и методы производства поменялись. Тогда многим людям пришлось переучиваться в экстремально короткие сроки.
После ковидных ограничений и самоизоляции в 2020 году рынок изменился ещё раз: многие ушли на удалёнку, а онлайн-образование коснулось практически каждого школьника.
Чем андрагогика отличается от педагогики
Малколм Ноулз выделил несколько отличительных особенностей андрагогики.
Принципы андрагогики
Выделяют 11 принципов современной андрагогики:
- приоритетность самостоятельного обучения;
- совместную деятельность с одногруппниками или учителем;
- использование положительного жизненного опыта в обучении;
- корректировку препятствующего усвоению новых знаний устаревшего опыта;
- индивидуальный подход к обучению;
- элективность, то есть свободу выбора;
- рефлективность, то есть сознательное отношение к обучению;
- востребованность результатов практической деятельности;
- системность;
- актуализацию результатов, то есть скорейшее использование на практике;
- развитие обучающегося.
<<Лидген для статьи>>
Методы обучения в андрагогике
Педагогика обычно использует пассивный метод, в котором главная роль отводится преподавателю. Он обучает ребёнка и решает, насколько хорошо последний выполнил задание. В андрагогике учитель комбинирует два других метода:
- активный: преподаватель вызывает на диалог обучающихся. Наиболее подходящие формы — кейсы и дидактические игры;
- интерактивный: тесное взаимодействие обучающихся с педагогом. Преподаватель организует и регулирует занятие. Наиболее подходящие формы — дебаты и круглый стол.
Условия для обучения взрослых
Чтобы выработать оптимальный план и режим обучения, можно сделать несколько шагов.
Шаг 1. Вспомнить предыдущий опыт
Определить комфортные и некомфортные методы обучения в школе или в университете. Каждый нужно проанализировать и вывести единую стратегию, каким способом можно получить качественные знания, а каким нет.
Например, когда человек слушает лекцию, он запоминает пятую часть, когда составляет таблицу — половину.
Шаг 2. Исследовать знания и умения
Поймите, какими знаниями вы уже обладаете, какие задачи вызывают трудности и что нужно подтянуть.
Например, человек хочет стать журналистом. Он уже умеет собирать информацию и проводить фактчекинг, но совершенно не понимает, как раскрыть героя в интервью.
Шаг 3. Определить контрольные точки
Задайте параметры, по которым будет понятно, насколько успешно вы справляетесь с программой.
Например, если к середине обучения интервью всё ещё не даются, а тема была чуть ли не в начале, стоит вернуться и поискать проблему. Возможно, она кроется в непонимании, как выстраивать канву диалога или составлять вопросы.
Шаг 4. Начать учиться
Здесь всё просто: нужно изучить рынок образования, выбрать подходящий курс и стартовать.
Шаг 5. Поделиться опытом
Человек лучше всего усваивает материал, когда пересказывает его другим. Заведите телеграм-, ютьюб- или дзен-канал, чтобы делиться знаниями. Так сразу же можно зарекомендовать себя в качестве эксперта и потом прикладывать ссылку при отклике на вакансию.
Исследование рынка образования взрослых
В 2021-м «Нетология» запустила большое исследование российского рынка онлайн-образования, в том числе выделила главу, посвящённую андрагогике.
Несколько интересных фактов:
- В сфере дополнительного образования для взрослого населения онлайн — основной канал получения образования. За последний год 12 миллионов россиян прошли обучение в офлайне, а в онлайне — 18 миллионов. Пользователи изучали как платные, так и бесплатные курсы.
- Суммарные траты населения на дополнительное онлайн-образование превысили траты на офлайн-образование.
- В офлайне больше всего человек обучались производству, строительству, ремонту, IT-профессиям и маркетингу. В онлайне самыми массовыми направлениями стали IT и профессии в сфере образования.
70% получавших онлайн-образование за последние 12 месяцев учились с профессиональными целями.
- В среднем получающие дополнительное онлайн-образование учатся на двух-трёх курсах за год.
- Почти четверть обучавшихся (23%) прошли за год четыре программы или больше.
- 90% людей, которые проходят сейчас или проходили за последние 12 месяцев курс дополнительного онлайн-образования, ранее не учились онлайн.
- 85% респондентов планируют учиться онлайн в будущем. Вообще не планируют получать дополнительное образование в будущем лишь 3% опрошенных.