<<Лид>>
Анастасия Кузнецова,
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
Как говорить о безопасности
Главный принцип разговоров про безопасность детей на улицах города: объяснять и аргументировать, а не запугивать. Говорите реалистично. Откажитесь от формулировок вроде «Не открывай дверь, иначе тебя заберёт бабайка» или «Розетки кусаются». Ребёнок не поймёт, что конкретно ему угрожает. Сохраняйте доброжелательный тон, рассказывая о последствиях, но и не теряйте серьёзность. Дети должны понимать, что безопасность — это не шутка.
Говорите о безопасности своевременно. Например, логично объяснить, как переходить дорогу, когда вы идёте по улице. Рассказывайте обо всём постепенно — не стоит нагружать ребёнка информацией. Он устанет и не запомнит ваши слова.
Почаще задавайте ребёнку вопросы, чтобы вы могли вместе порассуждать: «Как ты думаешь, почему это важно? Что может произойти, если этого не сделать?»
Игры и упражнения
После обсуждения основных правил безопасности закрепляйте их не зубрёжкой, а игрой. Тогда дети лучше запомнят новую информацию. Сделайте карточки «Да» и «Нет» зелёного и красного цвета и предлагайте проблемные ситуации, например: «Маша открыла дверь незнакомцу, потому что он сказал, что он друг её бабушки».
Ребёнок будет отвечать, правильно ли поступил герой или нет. Поищите настольные игры про безопасность, таких сейчас много. Сыграйте с ребёнком в игру, где вы меняетесь местами: пусть он сам поведёт родителей на площадку и объяснит им, как правильно себя вести.
Что делать, если ребёнок не хочет слушать правила
Если так происходит, обратите внимание на коммуникацию с ребёнком в целом: возможно, он не воспринимает вас как авторитета или не доверяет. Это может происходить, если родитель обманывает, не держит слово, грубит, обижает ребёнка или сам нарушает правила.
<<Лидген для статьи>>
Что делать, если ребёнок нарушил одно из правил безопасности
Объясните, что могло бы произойти, если бы ребёнку, например, не повезло. Ещё раз обсудите важность конкретного правила, станьте примером для ребёнка и покажите, как лучше поступить в этой ситуации. Не наказывайте его и не кричите: это оставит негативный осадок. Ребёнку необходимо понять, как следует поступать, а не испугаться ещё больше.
Не сравнивайте ребёнка с другими
Сравнивать ребёнка с другими детьми не очень хорошо. Если вы хотите обратить внимание ребёнка на положительное поведение его друзей, можно сделать это фразой вроде «Посмотри, какая твоя подруга Маша молодец — она тоже переходит дорогу только по переходу, как и ты». Это позитивное закрепление материала, а не сравнение в пользу другого ребёнка.
Обращайте внимание ребёнка и на плохое поведение гуляющих незнакомых детей на площадке. Спрашивайте его мнение, обсуждайте ситуации, комментируйте их вместе.
Установите доверительные отношения
Запугивая ребёнка агрессией или наказаниями, мы теряем его доверие. Если ребёнок доверяет родителю, то будет рассказывать о том, что происходит в его жизни. А это самое важное. Дети, которые боятся реакции родителей, будут делать всё тайком. Тогда родителям будет труднее узнать, где находится ребёнок и в безопасности ли он.
Что посмотреть и почитать про безопасность детей на улицах и дорогах
- Курс «Уроки без_опасности» от «Фоксфорда» с Туттой Ларсен, Машей и Медведем.
- Мультфильмы «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы. Уроки осторожности».
- Книга Юлии Василюк «Правила безопасного поведения для детей».