Как говорить с детьми о безопасности
Учить ребёнка быть осторожным на улице нужно с умом. Главное — объяснять, а не запугивать, иначе ребёнок станет тревожным и недоверчивым.
- Говорите на языке детей, ведь сложные и скучные фразы работают плохо. Приводите примеры из жизни, например расскажите, как кто-то правильно перешёл дорогу и избежал опасной ситуации.
- Подключайте игры и визуализацию: дети усваивают новое лучше, если учёба проходит весело. Разыграйте с ребёнком ситуации, нарисуйте или придумайте историю — это хорошая альтернатива скучным «лекциям».
- Избегайте угроз и страшилок. Фразы вроде «Если ты не будешь слушаться, с тобой случится что-то плохое» только напугают ребёнка. Говорите спокойно: «Так делать нужно, чтобы ты был в безопасности».
- Рассказывайте о безопасности своевременно. Например, когда переходите дорогу или покупаете билет в транспорте, покажите на собственном примере: «Смотри, как это сделать правильно».
- Не пытайтесь вываливать на ребёнка все правила сразу: за один раз он не запомнит и половины. Достаточно говорить об этом несколько минут в день, но регулярно.
- Лучше спрашивайте, чем просто рассказывайте, дайте ребёнку самому задуматься о безопасном поведении, например: «Как ты думаешь, почему нельзя открывать дверь незнакомцу?» Такие вопросы учат анализировать и запоминать выводы лучше любых нотаций.
- Учите реагировать на опасность: очень важно, чтобы ребёнок не боялся действовать в угрожающих ситуациях. Научите его громко кричать, если что-то идёт не так, отказываться заходить в лифт с незнакомцем, убегать, если ощущает угрозу. Объясните, что в такие моменты быть громким и «невежливым» — это абсолютно нормально.
Основные правила безопасности на улице
Вот список основных правил, которые ребёнок любого возраста должен знать.
Как вести себя с незнакомцами
Тема общения с незнакомыми людьми — одна из самых сложных, ведь мы должны научить ребёнка быть вежливым и общительным, но при этом держать в голове, что незнакомцы могут быть опасны. Основные советы по безопасности общения с посторонними людьми:
- лишний раз не разговаривать с посторонними: прививайте с детства, что общаться с незнакомыми людьми можно только в присутствии взрослых. Если же кто-то пытается завязать беседу, лучше вежливо уйти;
- не принимать никаких подарков: конфет, игрушек, гаджетов — за всем этим может стоять обман;
- не впадать в панику: если подошёл незнакомец, ребёнку нужно уверенно сказать: «Не подходите» или «Меня ждёт мама», после чего уйти. Заготовьте вместе несколько фраз, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее;
- не уходить с подозрительными людьми: если посторонний хочет показать что-то интересное — не соглашаться уходить с ним, а сразу позвать на помощь и обратиться к другим людям;
- просить помощи у «проверенных» взрослых: если ребёнок растерялся, он может подойти за помощью к охраннику в магазине, к полицейскому или к женщине с детьми.
<<Лидген для статьи>>
Как не потеряться в городе
Каждый ребёнок боится потеряться, да и родители переживают в таких случаях не меньше. Объясните, как действовать, если он потерялся, и что можно предпринять, чтобы этого избежать:
- отходить далеко от взрослых небезопасно: научите ребёнка держаться рядом с вами или с другим доверенным взрослым в людных местах;
- нужно всегда иметь при себе точный адрес и номер телефона родителей, например носить в кармане или рюкзаке записку с этой информацией;
- потеряв из виду взрослых, надо оставаться на месте: если ребёнок потерялся, ему нужно остановиться и подождать, иначе ситуация может только усложниться;
- следует обращаться к людям за помощью: например, зайти в ближайший магазин или охранный пост и попросить позвонить родителям.
Правила безопасности в подъезде
Зачастую подъезд становится местом встречи с незнакомыми людьми, или там можно случайно попасть в неприятные ситуации. Вот что важно знать детям:
- не следует заходить в подъезд/лифт с посторонними: даже если человек выглядит дружелюбно или просит открыть дверь, ребёнок не обязан этого делать;
- не надо играть в подъезде: это не место для игр, ведь можно травмироваться или привлечь внимание недобросовестных людей;
- нужно звать взрослых в подозрительных ситуациях: непонятный шум из квартир, странные прохожие, сломанная дверь — обо всём этом ребёнок должен сообщать взрослым.
Правила безопасности на дороге
Дорога — зона повышенной опасности. Ребёнок должен знать основные правила не только как пешеход, но и как велосипедист или пассажир:
- переходить дорогу можно только по пешеходному переходу и на зелёный свет светофора;
- надо всегда смотреть по сторонам, прежде чем переходить дорогу;
- не перебегать через дорогу, даже если очень хочется: спешка может дорого обойтись;
- ехать на велосипеде или самокате следует по правому краю и по тротуару: напоминайте, что транспорт ездит по специально отведённым дорожкам;
- телефон и наушники отвлекают, поэтому лучше их убирать перед переходом через дорогу;
- надо помнить о безопасном проезде на транспорте: если ребёнок едет с вами в машине, он всегда должен быть пристёгнут ремнём безопасности, а в городском транспорте — держаться за поручни;
- не следует гулять у края дороги или на обочине, а только по тротуару;
- играть нужно на специальных детских площадках, а не возле дороги.
<<Блок перелинковки>>
Игры на тему безопасности на улице
Обучение может быть весёлым. Делимся вариантами игр для тренировки безопасного поведения на улице и на дороге:
«По дороге»
Во время прогулки, отправляясь в детский сад или школу, обращайте внимание ребёнка на объекты вокруг (например, на детскую площадку или остановку) и обсуждайте, как он может узнать путь к дому: предложите ему показать дорогу, как будто вы её забыли, или помочь любимой игрушке вернуться. Сделайте фотографии и предложите малышу разложить их в порядке «дорога от дома до сада/школы». Обращайте внимание ребёнка на названия улиц и номера домов, объясните, с какой стороны считается номер подъезда, и помогите запомнить этаж и номер квартиры.
«Секретики»
Дети всех возрастов обожают секреты, и это можно применять в целях безопасности. Придумайте уникальный пароль или кодовое слово, известное только вам двоим. Объясните ребёнку, что, если кто-то попросит от вашего имени о помощи или предложит куда-то пойти, он должен сначала назвать тайное слово. Доверять человеку можно, если он правильно ответит.
Настольные игры на тему безопасности на улице
Настольные игры — важное дополнение к обучению безопасному поведению на улице. Так дети получают ценный опыт, как можно вести себя, столкнувшись с реальной угрозой, но делают это в безопасной обстановке.
Игры на тему безопасности на дороге
«Светофор»
Разложите перед ребёнком круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Покажите карточки с изображениями различных действий или озвучивайте действия. Например, для «переходить дорогу на красный свет» ребёнок должен поднять красный круг и сказать: «Это запрещено». Для «переходить дорогу по подземному переходу» — зелёный круг, а для «переходить дорогу» подойдёт жёлтый, потому что это возможно при наличии зебры или подземного перехода.
«Перекрёсток»
Ведущий занимает положение в центре перекрёстка, изображая светофор. Дети разделяются на две группы — пешеходы и автомобили. После свистка ведущего начинается игра: пешеходы переходят дорогу, а транспорт движется. Если кто-то нарушает правила дорожного движения, ведущий свистит и называет имя нарушителя, который выходит из игры. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
«Будь внимательным»
Все дети становятся в круг, а один из них, регулировщик, — в центр круга. Дети должны запомнить действия, которые они будут выполнять в зависимости от сигналов регулировщика. Они идут по кругу и внимательно слушают его команды.
Если регулировщик скажет: «Светофор!» — дети должны остановиться и стоять на месте. Если скажет: «Переход!» — все продолжают шагать по кругу. Если прозвучит команда: «Автомобиль!» — дети поднимают руки и делают вид, что держат руль. Так дети практикуются в соблюдении правил и развивают внимание.
Что делать, если ребёнок не хочет слушать правила безопасности
Если так происходит, не спешите обвинять ребёнка в упрямстве, а задумайтесь: как он вас воспринимает? Если он не слышит вас, возможно, он не понимает смысла ваших слов либо не видит в вас авторитетного и поддерживающего взрослого.
Проверьте, как вы общаетесь с ребёнком
Ребёнок учится общению через отношения с родителями. Если в разговоре есть место грубости, резкости, обесцениванию или давлению, то ребёнок перестанет вас слушать.
Разговоры не о правилах, а о смысле
Дети не воспринимают вещи так, как взрослые. Например, вместо того, чтобы понять, что светофор создан для их безопасности, они видят «запрещённое» и воспринимают это либо как скучное ограничение, либо как вызов. Задача родителя — объяснять смысл действий, а не командовать.
Личный пример важнее слов
Сколько бы вы ни объясняли, что нельзя перебегать дорогу на красный свет, это останется теорией, если ребёнок видит, как мама или папа спокойно перебегают её сами. Если хочется, чтобы ребёнок соблюдал правила, — делайте это сами.
Что делать, если ребёнок нарушил одно из правил безопасности
Когда ребёнок поступил небезопасно, первое, что приходит в голову родителям, — это отругать. Но стоит действовать продуманно, ведь крик и агрессия могут ухудшить отношения с детьми. Что же делать?
Возьмите паузу и успокойтесь
Паника, крик или угрозы не помогут донести до ребёнка суть его ошибки. Вместо этого убедитесь, что ребёнок в безопасности, и начните с ним спокойный разговор.
Объясните, к чему мог привести его поступок
Дети часто делают что-то неосознанно потому, что не понимают возможных последствий. Объяснение того, что могло бы произойти, — мощный инструмент. Объясняйте простыми словами и старайтесь говорить без драматизма, чтобы информировать, а не пугать.
Предложите исправить ошибку вместе
Разговоры не помогут, если ребёнок не научится действовать правильно. После обсуждения важно повторить, как нужно поступать: «Давай ещё раз попробуем перейти дорогу, но правильно: сначала ищем зебру, потом смотрим налево и направо, а потом переходим».
Не ругайте и не сравнивайте
Наказывать или сравнивать с другими — плохая стратегия. Вместо этого обращайте внимание на успехи: «Я заметила, что ты сегодня перешёл дорогу правильно, молодец!»
Обсуждайте чужие ошибки
Учить ребёнка на чужих примерах безопасно и эффективно. Замечая небезопасные действия других детей в повседневной жизни или на площадке, обсуждайте это: «Видишь, мальчик перебежал дорогу. Как думаешь, почему это опасно?»
Главное — доверие
Запугивания, наказания и крики часто ведут совсем не туда, куда хотелось бы: ребёнок перестаёт делиться с вами своими действиями и начинает скрывать своё поведение. А ведь главное, чтобы он понимал: вы на его стороне, что бы ни случилось. Через личный пример, спокойные беседы, тренировки безопасного поведения можно выстроить отношения, когда ребёнок сам будет стремиться соблюдать правила, потому что видит в них смысл и чувствует вашу заботу.
Мультфильмы, книги и курсы про безопасность детей на улицах и дорогах
Сделали для вас подборку полезных мультфильмов, книг и курсов про безопасное поведение детей на улицах и дорогах.
Курсы
- Курс «Уроки без_опасности» от Фоксфорда с Туттой Ларсен, Машей и Медведем;
- «Стоп Угроза»;
- «ИнПро»;
- Школа «Безопасность в движении».
Мультфильмы
- «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- «Смешарики: Азбука безопасности»;
- «Уроки тётушки Совы. Уроки осторожности»;
- «Робокар Поли и его друзья»;
- «Дорожные ловушки».
Книги
- Юлия Василюк. «Правила безопасного поведения для детей»;
- «Синий трактор. Безопасные прогулки»;
- «Синий трактор. Книга юного пешехода»;
- Елена Ульева. «Правила безопасности в сказках. Мама, я на улице!»;
- Елена Ульева. «Правила безопасности в сказках. Внимание, дорога!».