<<Лид>>
Задействуют зрительную память
Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.

Включают воображение
Схемы помогают создать в воображении читателя ясное и легко запоминающееся представление о содержании. Они формируют цельную и наглядную картину событий или характеристик персонажей.

Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.
Помогают систематизировать информацию
С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.

В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.
Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.
Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.
Упрощают анализ текста
На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Такая визуальная организация материала позволяет быстрее уловить логику текста, а значит, и легче его запомнить.

На схеме с правой стороны кратко представлены персонажи: Софья, Молчалин, Лиза, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с каждым героем указаны основные черты — например, Софья изображена умной и образованной, Молчалин показан секретарём из Твери, для которого важны деньги. Красные стрелки указывают на любовные связи между героями: Софья увлечена Молчалиным, ему симпатична Лиза, Лиза испытывает чувства к Петруше, а Чацкий влюблён в Софью.
Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.
Слева на схеме указано место действия — дом Фамусова — и обозначены временные рамки: события происходят в течение одного дня. Это позволяет вспомнить элементы классицизма, такие как единство места и времени. Однако отсутствие единства действия говорит о том, что автор частично отходит от канонов этого направления. Такая визуализация помогает не только запомнить ключевые моменты, но и глубже проанализировать структуру и особенности пьесы с литературоведческой точки зрения.
Ускоряют подготовку к экзаменам
Схемы позволяют зафиксировать ключевые сведения о произведении, которые пригодятся при выполнении экзаменационных заданий. Это удобный способ быстро освежить в памяти важную информацию перед контрольной, сочинением или ЕГЭ.
По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону.

Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения. Рядом с названием произведения обычно кратко указывают сведения о первом издании — особенно если с ним были связаны какие-то трудности или примечательные обстоятельства. Сбоку отмечают жанр, а под заголовком — суть основного конфликта. В центре схемы обозначают литературное направление, к которому относится текст. В данном случае схему можно дополнить, добавив характерные признаки классицизма и реализма.
Слева вверху обычно располагается список персонажей, а справа — краткие сведения об авторе. В нижней части, по краям, вертикально размещают цитаты из критических отзывов. В результате получается наглядная схема, формирующая цельное представление о произведении.
Форма схемы может быть самой разной — фантазия приветствуется. Добавляйте изображения, используйте разные цвета и шрифты, чтобы материал запоминался легче. Главное — придерживаться единой логики заполнения. При изучении поэзии можно, например, выделять каждого автора своим цветом — это поможет ассоциативно связать информацию и ускорит запоминание.
Облегчают подготовку к сочинению
Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.
Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».



Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.
Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:
- поговорка;
- эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;
- эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.
После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.
Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.

Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.
Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.
Что нужно запомнить
- Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.
- Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.
- С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
- Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.
- Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.
- Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.