<<Лид>>
Задействуют зрительную память
Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.
Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.
Включают воображение
Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.
Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.
Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.
Помогают систематизировать информацию
С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.
Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.
Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.
Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.
Упрощают анализ текста
На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».
Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.
Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.
Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.
Ускоряют подготовку к экзаменам
В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.
По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:
Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.
Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.
В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.
Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.
Облегчают подготовку к сочинению
Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.
Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.
Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:
- поговорка;
- эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;
- эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.
После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.
Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.
Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.
Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.
Что нужно запомнить
1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.
2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.
3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.
5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.
6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.