Логотип Фоксфорд

Младшие школьники: как проходят этапы их развития

Вместе с учителем начальных классов разобрались в основных этапах развития детей, которые перешли из садика в школу.
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
16 октября 2025

В начальной школе учатся дети 6,5–12 лет. Для них ведущей деятельностью становится уже не игра, а обучение. Главное психологическое изменение в этом возрасте — появление внутренней позиции обучающегося и умение учиться. А ещё это период активного интеллектуального, социального и эмоционального развития.

Рассмотрим ключевые этапы и изменения, происходящие в этом возрасте.

Физическое развитие

Обычно у первоклассников крупная моторика развита лучше мелкой, поэтому они достаточно легко выполняют физические упражнения и с трудом справляются с мелкими деталями, например с поделками. Моторный контроль, координация, ловкость и выносливость улучшаются к концу года и совершенствуются уже во 2-м классе и далее. Кроме того, формируются привычки самостоятельного ухода за собой, происходит равномерное увеличение роста и веса, но возможны скачки.

В возрасте 10–12 лет девочки и мальчики начинают развитие по разным траекториям. Девочки активно растут и быстрее достигают переходного возраста, а мальчики делают всё то же самое, но позже.

Рекомендации родителям:

  • тренировать мелкую моторику, например через творчество;
  • следить за режимом дня и питания;
  • искать необычные способы развлечения детей: например, пройти препятствия или устроить танцевальный батл.

Социальное развитие

К концу 1-го класса всё большую роль начинает играть мнение одноклассников, а к 10–11 годам дети становятся более заинтересованными проводить время со сверстниками. Самооценка формируется через оценку учителей и сверстников. В 4-м классе дети активно осваивают невербальный язык. Например, движения, закатывание глаз, вздохи. Начинают активнее менять тон и интонацию в зависимости от ситуации. Эмоции становятся более осознанными, но возможны вспышки гнева или тревожность.

Рекомендации родителям:

  • хвалить за усилия, а не только за результат;
  • поддерживать не только учебную деятельность, но и внеурочную, например посещение кружков или онлайн-клубов;
  • поддерживать авторитет учителя;
  • предлагать коллективные развлечения, например поход для всего класса;
  • учить разрешать конфликты мирно.
Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие — это работа над мышлением, ощущением, восприятием, вниманием, памятью и волей.

В младшем школьном возрасте активно формируется умение мыслить, решать задачи, давать определения понятиям, фантазировать. К концу 1-го класса дети могут сосредотачивать внимание на протяжении всего урока. Здесь закладывается фундамент рефлексии и произвольности поведения, то есть подчинение правилам, умение действовать по образцу, стремление не отвлекаться.

Уже во 2-м классе дети начинают понимать причинно-следственные связи, учатся задавать вопросы для поиска дополнительной информации и стараются планировать день, неделю и даже рисунки: например, что нужно нарисовать сначала, а чем закончить. При этом сложно даётся отделение фактов от мнения, всё принимается за чистую монету.

В 3-м классе у ребёнка появляются абстрактные идеи и мысли, он в состоянии прогнозировать последствия действий и понимает, почему изменилась погода или настроение мамы.

Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, определил когнитивное развитие младших школьников как стадию конкретных операций:

  • логика — дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать предметы;
  • концентрация — улучшается внимание, но оно ещё неустойчиво;
  • память — развивается произвольное запоминание (заучивание стихов, правил);
  • мышление — переход от наглядно-образного к словесно-логическому.
__wf_reserved_inherit
Жан Пиаже

Рекомендации родителям:

  • задавать открытые вопросы для развития аналитического мышления, например «Почему так случилось?» или «Как ты думаешь, что способствовало поведению героя?»;
  • играть в шахматы и головоломки;
  • делать опыты и посещать экскурсии;
  • предлагать игры на внимание, например таблицы Шульте, где необходимо искать числа или букву в прямом или обратном порядке, или «Найди отличия»;
  • вместе рисовать абстракции, например несуществующих животных, или просто водить кистью с краской по холсту.
Таблицы Шульте

📖 Если интересны когнитивные искажения, читайте нашу статью.

Эмоциональное и чувственное развитие

Как правило, у ребёнка младшего школьного возраста преобладает жизнерадостное настроение, все обиды быстро проходят, а воспоминания о негативных моментах практически не остаются. При этом они часто расстраиваются и даже плачут по поводам, которые взрослому человеку могут показаться не стоящими того. Это происходит из-за эмоциональной и чувственной незрелости.

В 1-м классе ребёнок может испытывать противоположные чувства: с одной стороны, он счастлив и горд, что стал школьником, а с другой, смущается и чувствует робость из-за незнания или непонимания новых правил. Развиваются эстетические чувства: например, дети с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку и читают стихотворения наизусть.

Важное место в жизни детей из начальной школы занимают чувства, которые выражают отношение к учителю. Чаще всего это привязанность и глубокое уважение, которое сохраняется на долгие годы.

Рекомендации родителям:

  • поощрять детей своим вниманием;
  • воспитывать не словом, а собственным примером;
  • позволять ребёнку отдаляться, например чаще видеться с друзьями.

Языковое развитие

Словарь ребёнка активно растёт с 1-го класса и к концу начальной школы расширяется до 3−5 тысяч слов. Детям становится интересно, почему слово пишется и произносится по-разному и как понять, какой знак препинания должен стоять в конце. Изучают лексику через чтение, стараются запомнить как можно больше новых слов. Осваивают сложные предложения, падежи, времена.

К 3-му классу дети начинают бегло читать, чтобы узнавать новое, самостоятельно придумывать шутки и загадки. Уже могут написать сочинение по заданной теме и чётко выразить свою мысль.

Возможные нарушения: дисграфия — ошибки при письме или дислексия — трудности с чтением.

Рекомендации родителям:

  • вместе читать книги и делиться эмоциями;
  • давать задания на поиск ошибок в тексте;
  • предлагать придумать альтернативные концовки или названия произведений, а также пересказывать прочитанное.

Развитие учебной деятельности

В 1–2-м классе у ребёнка формируется активный интерес к новому, к 4-му классу становятся важны оценки и похвала. Постепенно развивается самостоятельность, однако малыш продолжает нуждаться в контроле. Ученик начальной школы учится планировать время и укладываться в заложенные дедлайны.

Рекомендации родителям:

  • помогите ребёнку составить режим дня и научите чередовать труд и отдых;
  • не перегружайте кружками;
  • интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, его самочувствием, мыслями и чувствами.
__wf_reserved_inherit
Пример режима дня для первоклассника
Поделитесь статьёй
Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной