<<Лид>>
В начальной школе учатся дети 6,5–12 лет. Для них ведущей деятельностью становится уже не игра, а обучение. Главное психологическое изменение в этом возрасте — появление внутренней позиции обучающегося и умение учиться.
Рассмотрим типичные этапы развития младших школьников.
Физическое развитие
Обычно у первоклассников крупная моторика развита лучше мелкой, поэтому они достаточно легко выполняют физические упражнения и с трудом справляются с мелкими деталями, например с поделками. Моторный контроль и выносливость улучшаются к концу года и совершенствуются уже во 2-м классе и далее.
В возрасте 10–12 лет девочки и мальчики начинают развитие по разным траекториям. Девочки активно растут и быстрее достигают переходного возраста, а мальчики делают всё то же самое, но позже.
Рекомендации родителям:
- тренировать мелкую моторику, например через творчество;
- следить за режимом дня и питания;
- искать необычные способы развлечения детей: например, пройти препятствия или устроить танцевальный батл.
<<Лидген для статьи>>
Социальное развитие
К концу 1-го класса всё большую роль начинает играть мнение одноклассников, а к 10–11 годам дети становятся более заинтересованными проводить время со сверстниками.
В 4-м классе дети активно осваивают невербальный язык. Например, движения, закатывание глаз, вздохи. Начинают активнее менять тон и интонацию в зависимости от ситуации.
Рекомендации родителям:
- поддерживать не только учебную деятельность, но и внеурочную, например посещение кружков или онлайн-клубов;
- поддерживать авторитет учителя;
- предлагать коллективные развлечения, например поход для всего класса.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие — это работа над мышлением, ощущением, восприятием, вниманием, памятью и волей.
В младшем школьном возрасте активно формируется умение мыслить, решать задачи, давать определения понятиям, фантазировать. К концу 1-го класса дети могут сосредотачивать внимание на протяжении всего урока. Здесь закладывается фундамент рефлексии и произвольности поведения, то есть подчинение правилам, умение действовать по образцу, стремление не отвлекаться.
Уже во 2-м классе дети начинают понимать причинно-следственные связи, учатся задавать вопросы для поиска дополнительной информации и стараются планировать день, неделю и даже рисунки: например, что нужно нарисовать сначала, а чем закончить. При этом сложно даётся отделение фактов от мнения, всё принимается за чистую монету.
В 3-м классе у ребёнка появляются абстрактные идеи и мысли, он в состоянии прогнозировать последствия действий и понимает, почему изменилась погода или настроение мамы.
Рекомендации родителям:
- задавать открытые вопросы для развития аналитического мышления, например «Почему так случилось?» или «Как ты думаешь, что способствовало поведению героя?»;
- предлагать игры на внимание, например таблицы Шульте, где необходимо искать числа или букву в прямом или обратном порядке, или «Найди отличия»;
- вместе рисовать абстракции, например несуществующих животных, или просто водить кистью с краской по холсту.
Эмоциональное и чувственное развитие
Как правило, у ребёнка младшего школьного возраста преобладает жизнерадостное настроение, все обиды быстро проходят, а воспоминания о негативных моментах практически не остаются. При этом они часто расстраиваются и даже плачут по поводам, которые взрослому человеку могут показаться не стоящими того. Это происходит из-за эмоциональной и чувственной незрелости.
В 1-м классе ребёнок может испытывать противоположные чувства: с одной стороны, он счастлив и горд, что стал школьником, а с другой, смущается и чувствует робость из-за незнания или непонимания новых правил. Развиваются эстетические чувства: например, дети с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку и читают стихотворения наизусть.
Важное место в жизни детей из начальной школы занимают чувства, которые выражают отношение к учителю. Чаще всего это привязанность и глубокое уважение, которое сохраняется на долгие годы.
Рекомендации родителям:
- поощрять детей своим вниманием;
- воспитывать не словом, а собственным примером;
- позволять ребёнку отдаляться, например чаще видеться с друзьями.
Языковое развитие
Словарь ребёнка активно растёт с 1-го класса. Детям становится интересно, почему слово пишется и произносится по-разному и как понять, какой знак препинания должен стоять в конце. Изучают лексику через чтение, стараются запомнить как можно больше новых слов.
К 3-му классу дети начинают читать, чтобы узнавать новое, самостоятельно придумывать шутки и загадки. Уже могут написать сочинение по заданной теме и чётко выразить свою мысль.
Рекомендации родителям:
- вместе читать книги и делиться эмоциями;
- давать задания на поиск ошибок в тексте;
- предлагать придумать альтернативные концовки или названия произведений.