<<Лид>>
Как проходят олимпиады для школьников
Некоторые олимпиады полностью проходят в онлайн-режиме, в то время как другие начинаются с отборочных этапов, проводимых через интернет, а завершаются очным заключительным этапом, который проводится на подготовленной площадке, чаще всего на базе вуза, являющегося организатором олимпиады.
У Фоксфорда тоже есть своя олимпиада, она проходит онлайн. Участники могут прорешать задачи, испытать свои силы перед ВсОШ, получить бонусы от вузов-партнёров и дополнение к портфолио.
<<Блок перелинковки>>
Какие бывают уровни олимпиад школьников
Олимпиады бывают разного уровня в зависимости от количества участников, уровня заданий и территориального охвата.
- Олимпиада I уровня — олимпиаде присваивается первый уровень при соблюдении следующих условий: участие школьников из не менее чем 30 субъектов Российской Федерации, при этом не менее 35% участников должны быть учащимися невыпускных классов, а также наличие на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий высокой сложности.
- Олимпиада II уровня — олимпиаде присваивается второй уровень при соблюдении следующих условий: участие школьников из не менее чем 20 субъектов Российской Федерации, при этом не менее 30% участников должны быть учащимися невыпускных классов, а также наличие на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий высокой сложности.
- Олимпиада III уровня — олимпиаде присваивается третий уровень при соблюдении следующих условий: участие школьников из не менее чем 10 субъектов Российской Федерации, при этом не менее 25% участников должны быть учащимися невыпускных классов, а также наличие на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий повышенной сложности.
Уровень олимпиады определяется для каждого конкретного профиля. Одна и та же олимпиада может иметь I уровень по профилю «Русский язык» и III уровень по профилю «Экономика». Так что ориентироваться при выборе нужно не только на название олимпиады и её присутствие в Перечне олимпиад школьников, но и на профиль.
Диплом победителя или призёра олимпиады I уровня с большей вероятностью даст льготы при поступлении, но при этом в каждом вузе и на каждом направлении подготовки свои правила.
Что такое перечневые олимпиады
Это олимпиады из Перечня Министерства науки и высшего образования РФ, которые дают право на льготное поступление в вузы. В этот документ входят лучшие олимпиады, их задания соответствуют установленным требованиям по сложности и оригинальности. Перечень ежегодно обновляется. В этом году в перечень включено 85 олимпиад по различным профилям.
Что такое Всероссийская олимпиада школьников
Всерос — самая масштабная по охвату российская олимпиада. Ежегодно в ней принимают участие около 6 миллионов школьников по всей стране. С дипломом победителя или призёра заключительного этапа Всероса можно поступить без экзаменов практически в любой вуз на любое направление, соответствующее профилю.
Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам в четыре этапа.
Школьный этап
Сроки: сентябрь — октябрь.
Кто может участвовать: ученики 5–11-х классов, по русскому языку и математике — 4–11-е классы.
Как пройти на следующий этап: набрать нужное количество баллов.
Муниципальный этап
Сроки: конец октября — середина декабря.
Кто может участвовать: ученики 7–11-х классов.
Как пройти на следующий этап: набрать нужное количество баллов.
Региональный этап
Сроки: январь — февраль.
Кто может участвовать: ученики 9–11-х классов.
Как пройти на следующий этап: набрать проходной балл или выше.
Заключительный этап
Сроки: март — апрель.
Кто может участвовать: ученики 9–11-х классов.
Проходит в нескольких десятках городов России, куда приезжают участники, набравшие достаточно баллов на предыдущем этапе, и победители и призёры заключительного этапа в прошлом учебном году.
Льготы для победителей и призёров олимпиад
Победители и призеры олимпиад имеют право на следующие льготы при поступлении в вузы:
• Поступление без вступительных испытаний.
• 100 баллов по ЕГЭ.
• 100 баллов по ДВИ (дополнительному вступительному испытанию).
Вузы и колледжи могут устанавливать собственные льготы победителям олимпиад, например добавлять баллы за диплом победителя промежуточных этапов. Актуальную информацию о льготах лучше уточнить напрямую в выбранном вузе.
<<Лидген для статьи>>
Зачем участвовать в олимпиадах
Мотивация узнавать больше
Для решения олимпиадных задач уровня школьной программы недостаточно, а это значит, что нужно постоянно пополнять копилку знаний, заниматься предметами углублённо, читать книги и статьи по теме, разбираться в нюансах, видеть взаимосвязи. Участие в олимпиадном движении делает школьника настоящим эрудитом. В будущем эти знания пригодятся, даже если победить в олимпиаде не получится.
«Подготовка к олимпиаде — это не два-три часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книгу Юрия Вяземского. Не потому, что думают только о победе, — такое времяпрепровождение для них и есть отдых», — Светлана Черненко, абсолютная победительница ВсОШ по МХК.
«Я рассматривал олимпиады лишь как способ поступить в университет и улучшить своё социальное положение. После того как в 10-м классе я не прошёл на заключительный этап ВсОШ, я серьёзно переосмыслил своё отношение к олимпиадам. Я понял, что изучать экономику или любой другой предмет нужно только по любви. Олимпиада — это праздник, который дарит бурю эмоций и выброс эндорфинов, поэтому важно получать удовольствие от всего процесса и не зацикливаться на результатах», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
Умение творчески мыслить
Олимпиадные задания отличаются от обычных экзаменов и контрольных: они оригинальные и нестандартные. Здесь требуются не только знания, но и умение творчески мыслить, находить неочевидные способы решения. Постоянная работа над олимпиадными заданиями сделает вас более креативным, а это качество востребовано в любой профессии.
«Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Например, вы послушали лекцию преподавателя и в конце он спрашивает: „Есть ли вопросы?“ Если у вас их нет, это плохо, но не безнадёжно», — Светлана Черненко, абсолютная победительница ВсОШ по МХК.
Умение логично рассуждать
Логическое мышление нужно не только для решения олимпиад по математике, физике или химии. Отвечая на вопросы гуманитарных олимпиад, связно и логично мыслить не менее важно.
«По моим наблюдениям, успехов на олимпиадах по экономике добиваются те, кто силён в алгебре и математическом анализе, а также обладает геометрическим мышлением, умеет строить доказательства. Не нужно быть гением математики, но твёрдо знать школьную программу и интересоваться этим предметом необходимо», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
Умение организовать своё время
Подготовка к олимпиадам требует времени и усилий, её приходится совмещать с учёбой и другими сферами жизни. Систематически занимаясь по составленному плану, олимпиадник учится управлять своим временем, становится более организованным и продуктивным. Умение ставить цели, распределять нагрузку и отдых, двигаться к результату поэтапно пригодится и после школы: во время учёбы в вузе, на работе, для решения актуальных жизненных задач.
«Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так: занятия в школе; на переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна; после уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в Фоксфорде по русскому языку», — Елизавета Фаненштыль, призёр Всероса по русскому языку.
«В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты сохраняла в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона», — Софья Есауленко, призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по обществознанию.
Круг общения
Участники олимпиадного движения — это единомышленники, которым всегда есть о чём поговорить, с которыми можно обменяться знаниями, учебными лайфхаками и впечатлениями. Они общаются в социальных сетях, ездят в олимпиадные лагеря, ходят в олимпиадные кружки и школы и поддерживают друг друга.
«Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе, постоянно стремился превзойти своих товарищей и благодаря этому добился отличных результатов», — Матвей Пензин, призёр олимпиады «Ломоносов» по обществознанию.
Помните: к олимпиадам в полной мере применим принцип «Главное не победа, а участие». Даже если вы не получите диплом, дающий право на льготное поступление в вуз, с вами останутся полезные знания, навыки и знакомства.
Олимпиадная подготовка — это способ подняться на новый уровень, стать увереннее, осознаннее и найти друзей.