<<Лид>>
Елена Шкляева,
преподаватель русского языка в Фоксфорде
Как устроен экзамен
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей. В первой — 26 заданий с кратким ответом, которые оцениваются одним баллом, за исключением двух: за задание 8 — 2 балла, а за задание 26 — 3 балла. Таким образом, за первую часть можно получить 29 первичных баллов, или 58% от максимального первичного балла за всю работу.
Во второй части одно задание с развёрнутым ответом (сочинение), которое оценивается по 12 критериям: учитывается содержание сочинения, языковое оформление и грамотность.
Соблюдение всех требований: формулировка одной из проблем, поставленных автором текста; комментарий сформулированной проблемы; изложение позиции автора, а также собственной точки зрения с её обоснованием — может принести 21 первичный балл, или 42% от максимального первичного балла за всю работу.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку
Задание 9: омонимичные корни
Ответ: 124
Это задание на тему «Правописание безударных гласных в корне»: нужно указать ряды, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. При его выполнении важно помнить, что в ответе может быть две, три или четыре цифры. Только если указаны все цифры, можно получить 1 балл.
Чтобы ничего не упустить, необходимо знать правила написания чередующихся гласных в корнях, уметь подбирать однокоренные слова для проверки гласной в корнях с проверяемыми гласными, знать написание непроверяемых слов.
Другая типичная ошибка связана со смешением омонимичных корней. Слова пригореть и пригорюниться не однокоренные: в слове пригореть чередующаяся гласная корня (загар), а в слове пригорюниться проверяемая безударная гласная (горе). Не являются однокоренными прикоснулся (-кос- / -кас-) и покосился (косо); зорька (-зар- / -зор-) и прозорливый (от зреть); выросли (-рос- / -раст- / -ращ) и оросили; помирать (-мир- / -мер-), помириться (мир) и примерять (мера); потереть (-тер- / -тир-) и потерять (потеря).
Чтобы убедиться в том, что в слове действительно чередующаяся гласная, подберите родственное с другой буквой в корне: замирать — замереть, прикоснуться — прикасаться, вытирать — вытереть.
Кроме того, ошибки допускаются выпускниками, которые забывают о чередованиях ИМ/ИН — А/Я: заниматься (занятой), выжимать (выжатый), проклинать(проклятый), начинать (начатый).
Важно также учитывать то, что исключения — например, уровень, ростовщик, полог — относятся к словам, в которых содержится безударная чередующаяся гласная корня.
Задание 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий
Ответ: 235
Это задание проверяет знание правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: нужно указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. На протяжении последних лет отмечается самый низкий процент выполнения этого задания.
Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола. Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях. От спряжения зависит выбор гласной в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени и в причастиях настоящего времени: если глагол I спряжения, могут быть пропущены буквы Е, У, Ю, а если II спряжения — И, А, Я. В причастиях прошедшего времени и деепричастиях пропущена та же буква, что и в инфинитиве.
Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ
Ответ: 124 / 35
Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, когда невнимательно читают задание: нужно найти случаи раздельного написания, а выбирают слитного, или наоборот.
Кроме того, с этого года задание видоизменилось. Теперь нужно выбрать несколько вариантов, поэтому верных ответов может быть от двух до четырёх.
Наиболее часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно: задачане решена. Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешённая задача — ещёне решённая задача.
Задание 15: Н или НН
Ответ: 1, 2, 4
При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.
Задание 16: постановка запятых
Ответ: 125
Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре.
Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения. Напомним, что однородными являются определения, характеризующие предмет с одной стороны, а также образные определения (эпитеты): жёлтые, бордовые, оранжевые листья (цвет); неприятный, визгливый голос(оценка). Определения, характеризующие предмет с разных сторон, неоднородны: симпатичная юная девушка (внешний вид и возраст), густые зелёные всходы (текстура и цвет).
Выпускники часто допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочинённого предложения в том случае, когда в его начале есть общий второстепенный член. Например: «Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей».
Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.
<<Лидген для статьи>>
Задание 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста
В задании 21 даётся текст объёмом шесть — девять предложений. Необходимо проанализировать их структуру и смысловое содержание и найти конструкции, в которых тире, запятая или двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
Когда классифицируют постановку тире в предложениях текста, нередко смешивают две пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым и тире при обособленном приложении. Напомним, что приложение — это второстепенный член предложения, разновидность определения, но в отличие от него выражается существительным. Например: «Подсолнухи — великие солнцепоклонники — приветствуют златоглавое светило».
Обратимся к фрагменту текста: (1) Это самый капризный ветер на самом капризном из морей, и старые рыбаки говорят, что единственное средство спастись от него — выйти в открытое море. (2) В эти дни рыбаки сидели в кофейнях, вспоминая легендарные случаи — наследие отцов и дедов.
В предложении 1 тире между подлежащим средство и сказуемым выйти. В предложении 2 грамматическая основа рыбаки сидели, а тире обособляет приложение (какие случаи?) наследие отцов и дедов.
Чтобы не допускать ошибок, важно находить грамматическую основу каждого предложения.
<<Блок перелинковки>>
Задание 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении
Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:
- сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
- прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
- привести позицию автора (рассказчика);
- выразить своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста и обосновать его.
Формулировка проблемы текста
Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.
Фраза «В тексте ставится проблема природы (войны, дружбы, любви)» не засчитывается, потому что природа (война, дружба) может быть темой, а не проблемой текста.
Комментарии к тексту
При комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Необходимо указать и проанализировать указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
За комментарий можно получить 3 балла, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций и проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Именно это вызывает затруднения у многих пишущих и приводит к потере баллов.
Примеры-иллюстрации можно:
- сопоставлять или противопоставлять, когда, например, речь идёт о поступках разных героев;
- соотносить как причину и следствие, если произошло изменение;
- формулировать как вопрос и ответ;
- соотносить как прошлое и настоящее, пример и вывод, действие и результат, последовательность развития мысли.
Формулировка отношения к позиции автора
Важный элемент сочинения — выражение своего отношения к позиции автора и его обоснование. Нужно сформулировать свою точку зрения и доказать её, приведя аргументы «за» или опровергнув противоположный тезис.
Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, опирающегося на жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.
В качестве аргументов могут выступать:
- факты, объективные показатели, например: в России 105 311 724 пользователя интернета;
- реальное событие, явление; то, что действительно произошло;
- иллюстрации (наглядно-описательная форма);
- конкретные примеры — сообщения о событиях (в литературе, в жизни) и предположительные примеры — рассуждение о том, что могло бы быть при определённых условиях;
- обращение к традициям, авторитетным мнениям известных учёных, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов, экспертов;
- цитаты из авторитетных источников.
Обратите внимание, что достаточно привести один аргумент, и он вовсе не обязательно должен быть из литературы. Завершая работу над сочинением, не забудьте сделать вывод: перечитайте формулировку проблемы и не повторяйте уже сказанного.
Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому
Поставив перед собой цель сдать экзамен на определённое количество баллов, необходимо выделить, какие темы требуют детального изучения, а какие достаточно отработать, решая типовые тестовые задания. Для этого можно использовать открытый банк на сайте ФИПИ. Там же публикуется орфоэпический словник — список слов, которые на экзамене будут включены в тестовое задание 4. Стоит выписать слова, в которых вы можете допустить ошибку в постановке ударения, на карточки и постепенно запоминать их. Нужно проработать и словник паронимов, также публикуемый на сайте ФИПИ, ведь с этими словами вы столкнётесь при выполнении тестового задания 5.
Советуем также уделить особое внимание заданиям, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 (синтаксические нормы) можно набрать 2 первичных балла, задания 26 (средства выразительности, языковые особенности текста) — 3 первичных балла.
Важно в целом распределить время таким образом, чтобы регулярно решать тестовые задания и писать сочинения не реже одного раза в неделю.
Как избежать ошибок во время экзамена
Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяя себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.
Каждый год экзамен по русскому языку сдают более 650 тысяч выпускников, и каждый четвёртый набирает более 80 баллов. Конечно, это не случается само собой, но при правильной и вовремя начатой подготовке успешно сдать экзамен — это реально.