Я училась в физмат-школе с большим количеством занятий по профилю. Учёба была организована очень плотно, и это давило на меня. В результате я решила, что не хочу заниматься точными науками всю оставшуюся жизнь, и в 11 классе перешла в Домашнюю школу «Фоксфорда».
Там я готовилась поступать на гуманитарный факультет и сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию. За год учёбы благодаря более мягкому подходу Фоксфорда я поняла, что мне всё-таки ближе математика, и выбрала факультет бизнес-информатики в ВШЭ.
К ЕГЭ я готовилась на курсах ЭДШ, но английским занималась дополнительно. Итог: профильная математика — 84 балла, английский — 92 и русский — 87.
Особенности ЕГЭ по английскому
Английский я начала изучать в 4 классе. В школе его преподавали слабо, и до 10 класса я посещала занятия по подготовке к экзамену FCE. По окончании курса я сдала экзамен и получила сертификат с оценкой A. В 11 классе оставалось только готовиться к формату ЕГЭ.
В целом ЕГЭ устроен по образцу международных экзаменов, и его уровень соответствует уровню B1 общеевропейской шкалы CEFR. Я сдала FCE (уровень B2), но мой опыт не помог, и даже помешал, потому что многое в ЕГЭ завязано на структуре, шаблонах и правилах. Международный экзамен менее структурирован, так что пришлось забыть всё, что я знала об оформлении работы и принципах сдачи, и учить по новой.
Письменная работа и в ЕГЭ, и в FCE состоит из двух заданий. Оба экзамена включают сочинение, а второе задание существенно отличается. В FCE можно выбрать один из видов текста: письмо, отчёт, историю или отзыв, а в ЕГЭ без вариантов — только письмо.
В сочинении на международном экзамене можно доказывать одну точку зрения или рассматривать аргументы «за» и «против». В ЕГЭ сочинение-комментарий к высказыванию пишут по чёткому плану. Регламентировано всё вплоть до размера частей.
Например, должно быть 5 абзацев:
1. Введение, в котором вы формулируете проблему и пересказываете ключевое высказывание
2. Ваша позиция и 2–3 аргумента в её поддержку
3. Противоположная точка зрения и 1–2 подтверждающих тезиса
4. Объяснение, почему вы не согласны с противоположным взглядом на проблему
5. Заключение, в котором вы укрепляете свою позицию
Мне трудно работать по шаблону, поэтому подготовка к ЕГЭ далась тяжелее.
<<Блок перелинковки>>
Как подготовиться к письменной части ЕГЭ по английскому
Изучите материалы для учителей.
На курсе по математике преподаватель посоветовал изучать методические материалы для экспертов ЕГЭ. Я нашла такие же рекомендации для учителей английского. В них подробно разбирают сочинения и указано, за что снижают баллы. На примерах конкретных работ я увидела типичные ошибки и важные принципы оформления. Письменную часть я сдала на максимальный балл.
Проанализируйте клише.
Я изучила сайт ФИПИ и увидела, что для письменной части только 60% клише являются таковыми. Например, учителя говорят, что в письме следует извиниться, что долго не писал и объяснить причину. В критериях для преподавателей об этом нет ни слова.
Оставьте полгода на практику.
Последние месяцы я каждую неделю писала сочинение и письмо-ответ. Одни работы проверял преподаватель Фоксфорда, другие я перечитывала и исправляла сама. Главное — подобрать аргументы даже для самой неудобной или непонятной темы.
<<Параграф c цитатой>>
В первом письменном задании мне попались вопросы про шопинг: люблю ли я ходить по магазинам, предпочитаю ли делать это одна и почему люди ходят в торговые центры.
В сочинении нужно было рассмотреть высказывание: «Дружба — самый ценный дар в жизни человека». Я сформулировала проблему, представила две точки зрения, защитила свою и опровергла другую. Вопрос, который я поставила, звучал так: «Что ценнее: дружба или любовь?»
Следуя структуре, я использовала заранее продуманные вводные слова, но содержание никак не подготовить. Темы в банке заданий ФИПИ и те, что нам давал преподаватель, были менее абстрактными: про окружающую среду, космос, биотехнологии, а философских я не припомню.
Как подготовиться к сдаче устной части ЕГЭ по английскому
Слушайте аудиокниги.
Раз в неделю я слушала аудиокнигу, а затем прочитывала тот же фрагмент вслух. Так я тренировала чтение, запоминала интонации и особенности произношения слов.
Выучите структуру вопросительного предложения.
Задание № 2 очень лёгкое, если вы умеете ставить вопрос. Не нужно мудрить — используйте самые простые конструкции.
Составьте и заучите шаблон к заданию № 3.
Я составила клише и придерживалась его. Историю написала заранее и на экзамене придумала всего 2–3 новых предложения. По легенде я была репортёром школьной газеты. Картинку показывала другу, чтобы посоветоваться, стоит ли сохранить иллюстрацию к статье. Важно, чтобы ваше клише было универсальным.
Расширяйте словарный запас.
Лексика очень важна, потому что на картинках в задании № 4 вам могут попасться нестандартные места, например, колодец или лесопилка.
В задании № 4 сложно уложиться в отведённое время. Записывайте свои описания на диктофон, следите за временем, паузами и исправляйте ошибки.
Чтобы увеличить словарный запас, слушайте TED Talks — короткие выступления на разные темы от биоинженерии и искусственного интеллекта до психологии и архитектуры. Подключите субтитры на английском языке, а затем проверьте себя с помощью транскрипта на русском.
Работайте над слабыми местами.
Чтобы подготовиться к заданию № 4, ищите сходства и различия в разных изображениях. Поймите, что вам даётся с большим трудом и тренируйте именно этот навык.
Практикуйтесь с Foxford Talks.
С января 2018 в Фоксфорде появился сервис для онлайн-конференций по подготовке к устной части ЕГЭ Foxford Talks. В группе до 10 человек мы сдавали преподавателю устные задания, описывали картинки, отвечали на вопросы и читали вслух. Поскольку ЕГЭ нужно сдавать наедине с компьютером, получается почти полная имитация экзамена.
Занятие на платформе Foxford Talks длится примерно час. За это время я успевала наговориться и услышать идеи других учеников, например, упущенные мной сходства и различия двух картинок. Заниматься в группе было полезно ещё и потому, что мы делали ошибки и учились друг у друга.
Советы: как действовать на экзамене
1. Если что-то не получается в течение двух минут — оставьте. Вернётесь к заданию, если останется время.
2. Если на экзамене вы столкнулись с неожиданной темой эссе, и ничего не приходит в голову, не бойтесь нестандартной аргументации. Опровергая другую точку зрения, я ссылалась на Библию. Это не повлияло на балл, но я бы оставила столь отчаянный шаг на крайний случай.
3. Не читайте целиком текст, в котором нужно заполнить пропуски или подобрать синонимы (задания № 32–38). Читайте только предложения, с которыми предстоит работать.
4. В задании № 10, где требуется озаглавить абзацы, сперва читайте только первое и последнее предложения абзаца. Если информации будет мало, прочтите непонятный фрагмент целиком.
5. В описании двух картинок строго следуйте плану: назовите тему, укажите два сходства и два различия. Затем скажите, что бы вы предпочли, и назовите две причины. Ваши суждения не должны быть поверхностными: отмечайте не цвет, а стиль одежды, не количество человек на картинке, а характер взаимоотношений между ними.
6. В аудиторию возьмите чётки или браслет — что-то, что можно перебирать в руках, это будет вас успокаивать.
7. Уточните, что по правилам можно взять с собой на экзамен — возможно, вам придётся долго ждать. Например, мы ждали устного экзамена в аудитории, откуда забирали по 3 человека раз в полчаса. Нас было 20 человек, и своей очереди я ждала полтора часа. Разговаривать было нельзя, писать