<<Лид>>
Александра Бочавер,
доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики
Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга, ютьюб выходит в топ-1 запросов, а реферат скачивается буквально за пару минут до выхода в школу. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние интернета на детей вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.
Плюсы интернета
Интернет расширяет горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться информацией с близкими, одноклассниками, друзьями по переписке, сообществами людей со схожими интересами. Яркий пример — фандомы произведений популярной культуры.
Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет — это территория исследований. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний, например подкасты, статьи, короткие видео на ютьюбе. А ещё подростки пытаются рефлексировать на тему самих себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью: только самостоятельный человек может осознавать себя целостным.
На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения. У детей появляется возможность сопоставлять социальные модели из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления.
Общение детей в соцсетях одинаково полезно и продуктивно для социализации любого ребёнка. Ведь средства интернет-коммуникации увеличивают количество взаимодействий с людьми. Особенно выигрывают дети с высокими социальными компетенциями: интернет становится дополнительной площадкой для реализации и совершенствования их навыков. А ещё полезен коммуникативный потенциал интернета для детей, у которых есть проблемы с социализацией по психологическим или другим причинам. Например, ситуации физической изоляции от сверстников из-за частых длительных командировок родителей или нахождения в больнице.
В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье. Ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение.
Риски в интернете
Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении ребёнка.
Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение.
<<Блок перелинковки>>
Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями: чем плотнее интернет входит в повседневность ребёнка, тем больше родителей переживают, что пострадают учёба и социализация.
Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.
При этом обучение интернет-безопасности у детей скорее происходит естественным путём. Например, подростки зачастую знакомы с историями про «сливы» личных переписок и приватных фотографий известных людей, а также последствий — вред репутации, публичное унижение, нарушение границ частной жизни. На подобных кейсах дети учатся быть более бдительными, добавляя эти истории к своему опыту.
По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.
В зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться. Ещё оно зависит от перехода на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.
Негативные последствия чрезмерного использования интернета
- Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения.
- Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время.
- Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёма пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером.
- Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от занятий, которые требуют сосредоточенности на протяжении длительного времени, например от чтения.
Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем. Но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, интернет становится формой убегания от неблагополучной среды.
<<Лидген для статьи>>
Стоит ли контролировать ребёнка в интернете
Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.
Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете. Это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.
Вместе с социальными сетями в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка. Он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.
Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него.
Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности, означают отсутствие личного пространства.
В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным — это вредный психологический опыт. У человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку: они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.
Что стоит объяснить ребёнку о безопасности в интернете
В России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Поэтому с 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться отметками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.
Резюме
Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность.
Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления: они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации. Чрезмерное интернет-присутствие чревато рисками для благополучия ребёнка. Но дети, которые совсем не сидят в соцсетях, лишаются опыта, который есть у сверстников, и чувствуют себя информационно и социально исключёнными.
Несмотря на пользу, которую может приносить детям интернет, не стоит забывать: в сутках ограниченное количество часов. Если большую часть свободного времени ребёнок проводит в интернете, у него будет меньше возможностей для физической активности и других офлайн-занятий. В вопросе использования интернета важно знать меру. Вредит, как правило, только превышение этой меры, которое тянет за собой проблемы со здоровьем, учёбой и общением.