<<Лид>>
Вторая смена не нравится ни детям, ни родителям, ни учителям. Поэтому Правительство Российский Федерации выпустило распоряжение, согласно которому к 2025 году во всех общеобразовательных организациях предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов. Однако перейти полностью на такую систему не получилось.
Правовое регулирование второй смены в школе
Пункт 3.4.15 СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020 года регулирует вопросы обучения в школах по сменам:
- В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.
- Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.
Конкретное расписание второй смены в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 3.4.16 объёмы нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1 классов — не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков, за счёт урока физической культуры;
- для обучающихся 2‒4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю, 6 уроков за счёт урока физической культуры;
- для обучающихся 5‒6 классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7‒11 классов — не более 7 уроков.
Невозможно заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе.
<<Лидген для статьи>>
Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в первом классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе. Это приводит к тому, что учёба во вторую смену может быть введена в любом классе, и при этом не будет учтено мнение ни детей, ни родителей.
Плюсы и минусы второй смены в школе
👍 Можно дольше спать
Для сов — людей, которые поздно ложатся и поздно встают, вторая смена — это возможность выспаться и чувствовать себя бодрее. Не нужно вставать в 6–7 утра, что особенно актуально для подростков, у которых биологические часы смещены.
К тому же утром можно:
- спокойно собраться без спешки;
- сделать домашнее задание, если что-то осталось;
- позаниматься дополнительно — курсы, репетитор, хобби;
- помочь по дому или сходить в магазин.
👍 Меньше пробок
Если школа далеко от дома, то дорога во второй половине дня может быть менее загруженной, чем утром в час пик. Да и опоздать сложнее.
👎 Отсутствие свободного вечернего времени
Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.

👎 Школьника сложнее контролировать
Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во вторую смену.
Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня.
<<Блок перелинковки>>
Как учиться по удобному графику без второй смены
Если вторая смена в школе не подходит вам и ребёнку, спасением может стать семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная на территории Российской Федерации. Ребёнок, который переходит на семейное образование, может заниматься дома. Есть несколько способов организовать учебный процесс, родителям вовсе не обязательно самостоятельно штудировать пособия и растолковывать чаду сложные параграфы. Например, вы можете:
- подключить репетиторов,
- записать ребёнка на курсы,
- начать дистанционное обучение в онлайн-школе.
Такой онлайн-школой может стать Домашняя школа Фоксфорда. Здесь вы сами выбираете, когда учиться, а когда отдыхать благодаря гибкому графику. Также можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут и прокачивать профильные дисциплины, целенаправленно готовясь к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и поступлению в вуз.