«Раньше было лучше»: как говорить с детьми о музыке

Разбираемся, как можно преодолеть поколенческий разрыв в музыкальных предпочтениях и как искать аналогии между музыкой юности и современными треками

«Раньше было лучше»: как говорить с детьми о музыке
Анастасия Ларионова
Анастасия Ларионова
Автор «Фоксфорд.Медиа»

Многие родители не понимают музыки, которую слушают их дети, и считают, что современные тексты слишком жёсткие и поверхностные, отнюдь не такие глубокие и лирические, как в их юности. Редактор музыкального издания The Flow Коля Редькин рассказал, почему мы идеализируем музыку прошлого и как разговаривать с детьми об искусстве без снобизма.



КОЛЯ РЕДЬКИН,

редактор The Flow

Про знакомство с музыкой

Я довольно рано начал увлекаться музыкой, за это огромное спасибо родителям. Мама думала, что я слишком много смотрю телевизор и порчу глаза, поэтому хотела переориентировать меня на музыку. По мнению родителей, этот способ досуга был менее вредным. Одним из первых музыкальных исполнителей, с которыми я познакомился, была Наталья Ветлицкая. До сих пор её люблю.

Про связь старой и новой музыки

Если мы говорим про поп-музыку, то она существует в виде континуума: накатывает волнами, и каждая волна переосмысляет предыдущую. Хороший пример того, как это происходит, — песня Димы Билана «Про белые розы». Певец использовал звуковые и образные отсылки к песням восьмидесятых и «переупаковал» в современный хит.


Разбор музыки с такой точки зрения — это то же изучение истории искусств.


Поп-музыка существует в режиме преемственности: трек «Патимейкер» — это буквально перерождение Мистера Малого из девяностых, а песня «Розовое вино» следует хаусу из нулевых. Самый настоящий кайф и пространство для исследования музыки — это вскрывать такие вот отсылки, находить закономерности и скрытые намёки на работы музыкальных предшественников даже в поп-музыке. Разбор музыки с такой точки зрения — это то же изучение истории искусств, как, например, наблюдение за развитием стилей в живописи, архитектуре или скульптуре.

Как говорить о музыке

В музыке каждый — специалист, и поговорить о ней может любой. Но у каждого человека настолько субъективное восприятие, что часто обсуждение искусства превращается в разговор слепого с глухим: «Твоя музыка — ужас, а моя — классная». Людям важно быть терпимее и понимать, что на всех нас повлияли разные факторы, которые сформировали личные музыкальные предпочтения.

Надеюсь, я доживу до времён, когда мы будем говорить о музыке без снобизма: без возрастного барьера, без пренебрежения к поп-музыке, без высокомерия к жанрам и исполнителям, которые нам не нравятся.

«Раньше было лучше»

У нас есть дистанция во времени, благодаря которой мы идеализируем музыку прошлого: «Вот 10 лет назад музыка была лучше…» Сейчас можно зайти в комментарии клипов группы «Руки вверх» и обнаружить людей, которые кричат о том, что это классно, что музыка в девяностые была лучше. Но я прекрасно помню 1998 год, когда «Руки вверх» воспринимали как группу для маргинальных, «отбитых» слоёв населения. Так что романтизация здесь ни к чему. Это всего лишь иллюзия, что было лучше и круче, связанная с ностальгией по хорошему.


Людям ведь свойственно запоминать только самое лучшее. Мы слушаем не музыку девяностых, а себя в девяностых, когда мы были молодыми, ходили на дискотеки и дрались из-за девчонок.


Нам было весело и беззаботно, а потому и музыка того времени вызывает ностальгию, ассоциации с чем-то хорошим, желание вернуться в то время.

Про тексты в песнях

Меня каждый раз задевает, когда кто-то говорит, что раньше тексты в песнях были более осмысленными. Переведите на русский язык текст группы The Beatles «Love me do», и вы поймёте, о чём я говорю. Смысла там уж точно не больше, чем в современных треках.

Разговоры о текстах в поп-музыке — это вообще скользкая тема. Поп-музыку нужно оценивать по целому комплексу параметров, а не только по текстам. В этом жанре очень важен язык, но язык нужен не для разговоров на глубокомысленные темы, а для создания определённой атмосферы, ритма, настроения.

Каждый музыкант создаёт свой язык, и в этом вся прелесть. Трепетная работа музыканта с текстом не означает, что его можно сравнивать с русской классикой. Можно сказать, что у поп-исполнителя хороший текст, если он ему идёт, если он в нём органичен. Oxxxymiron не может зачитать текст рэпера FACE без потери индивидуальной музыкальности.

Конфликт отцов и детей

Дети всегда будут слушать музыку, которая не нравится родителям. Поколенческий разрыв нигде так не очевиден, как в музыке: заранее важно понимать, что дети будут слушать то, что взбесит старших. Если ребёнок не слушал музыку, которая раздражала его родителей, то, скорее всего, у него не было детства. Вот так я думаю.

Совет родителям

Ищите в музыке детей что-то, что было в вашей музыке, в музыке прошлого. Вспомните себя, когда у вас была любимая музыка и недопонимание с родителями в то время. Когда я впервые услышал рэпера FACE, я его совершенно не понял. И только потом осознал, что он как панк-рок для молодёжи восьмидесятых — глупая, тупая, простая музыка, чтобы прокричаться и выплеснуть энергию. Такие аналогии полезно проводить, чтобы на этой почве сблизиться с детьми.

Чтобы понять музыкальные предпочтения другого человека, важно фокусироваться не на текстах песен и исполнителях, а на том настроении, которое они несут в своём творчестве. Потому что именно эмоции и переживания всегда объединяют людей.

Оригинальное изображение на обложке: Genewal Design | W. Genevrier / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: