<<Лид>>
Но почему русский рэп так полюбился слушателям? Можно ли его считать современной поэзией? Чем рэп отличается от хип-хопа? Давайте выяснять.
.png)
Ольга Евсеева,
преподаватель литературы в Фоксфорде.
Что такое рэп и чем он отличается от хип-хопа
Хип-хоп-культура зародилась в 1970-х годах в бедных районах Нью-Йорка. Тогда диджеи (DJ, disc jockey) играли фанк и соул на вечеринках, а MC (master of ceremony — «мастер церемонии»), ведущие этих вечеринок, общались с публикой под музыку. В мелодию стали добавлять больше скретча (характерный звук, когда диджей крутит виниловые пластинки взад-вперёд). Это и стало основой будущего рэпа.
Рэп vs. хип-хоп: одно и то же или нет?
Рэп и хип-хоп связаны, но это не одно и то же. Постепенно хип-хоп обрёл свои характерные черты: танцы, граффити и мешковатый стиль одежды.
Рэп — это музыкальный стиль, который основан на ритмичном чтении текста под бит, а хип-хоп — это культура, в которую входят:
- MCing — ритмичное исполнение текста под музыку;
- DJing — создание звуковых эффектов, микширование музыки;
- брейк-данс — стиль уличных танцев;
- граффити — надписи и рисунки на уличных поверхностях.
Поначалу хип-хоп был исключительно живой музыкой — её можно было услышать только на вечеринках. Но потом её стали записывать, и тогда рэп получил широкое распространение, стал более массовым жанром.
Со временем рэпу стало тесно в рамках только одного хип-хопа. Сейчас рэп может сочетаться с роком, электроникой и даже классической музыкой, обладать более медленным и размеренным темпом (такой рэп называют трэпом). Так что не весь рэп — это хип-хоп, но хип-хоп обязательно включает в себя рэп.
История русского рэпа
Русский рэп прошёл долгий путь — от подъезда до стадиона. От первых неуверенных попыток читать переведённые тексты под заимствованные биты до самобытности и новаторства.
Как вообще вышло, что в России появился рэп? Влияние западной хип-хоп-культуры, развитие интернета и желание сказать то, о чём было не принято петь со сцены.
Давайте разберёмся, как жанр менялся десятилетие за десятилетием.
Кто отец русского рэпа
Назвать одного отца русского рэпа сложно, ведь жанр обрёл свои характерные черты благодаря многим талантливым исполнителям. Есть несколько ключевых фигур, которые заложили основу и определили его развитие.
- Группа «Каста» — одни из первых, кто завоевал сердце массового слушателя, сочетая социальную лирику и узнаваемый хип-хоп-стиль.
- Баста — не только успешный артист, но и продюсер, который помог множеству молодых рэперов сделать карьеру.
- Гуф — символ уличного рэпа 2000-х, чьи тексты отражали реалии жизни того времени.
- Скриптонит — исполнитель, который изменил представление о русскоязычном рэпе, адаптировав язык и привнеся в звучание новую эстетику.
Конечно, это далеко не все, кто повлиял на жанр. Были и другие значимые имена: Дельфин, Михей, Тимати, Яникс, Макс Корж. Каждый из них внёс свой вклад, формируя облик русского рэпа таким, каким мы знаем его сегодня.
<<Лидген для статьи>>
Как русский рэп развивался с 90-х до наших дней
90-е: зарождение жанра и влияние Запада
Рэп в России появился ещё в конце 1980-х, но скорее больше напоминал эксперимент, чем музыкальное направление. Первопроходцем стал Александр Аристов с альбомом, который так и назывался — «Рэп». Такая музыка не сразу нашла отклик — в то время свой расцвет переживала рок-сцена.
В начале 90-х на фоне экономического кризиса и социальных потрясений рэп приобрёл более узнаваемые черты. Первые исполнители пытались адаптировать иностранные хиты, но тексты о жизни гетто, хоть и были социальными, не отражали российские реалии. Со временем артисты стали выпускать треки о том, что происходило в их собственных дворах, тогда рэп и начал обретать свою аутентичность.
2000-е: массовая популярность и становление жанра
Первые крупные фигуры в русском рэпе появляются именно в это десятилетие. Рэп всё ещё оставался в андеграунде, радио и телевидение не хотели пускать в эфир такую неоднозначную музыку. На помощь пришли интернет-форумы, где артисты могли делиться своей музыкой и находить аудиторию.
В это время на сцену выходят такие исполнители, как группы «Каста», «Центр» (в составе которой сначала выступал Гуф), рэпер Баста. Они сделали рэп ближе к массовому слушателю, сочиняя истории, которые понятны каждому: о любови, дружбе, предательстве.
2010-е — наши дни: разнообразие жанров и новая волна артистов
Наступила эра интернета. Теперь исполнителям и вовсе не нужно телевидение, а тем более радио — слушатели находят музыку в Сети. Появляются первые рэп-хиты, которые звучат повсюду. В 2012 году уже вся страна «танцует локтями» под трек рэпера L’One.
Но настоящий переломный момент случился в 2015 году. Именно тогда вышли два знаковых альбома, изменившие восприятие жанра.
Появилось объединение авторов YungRussia, которое продвигало DIY-культуру среди молодых артистов. DIY расшифровывается как do it yourself, то есть «сделай сам»: бит в музыке, одежду, создай себя сам. Рэп-исполнители начали экспериментировать, смешивая рэп с панком, роком, электроникой и даже поп-музыкой.
Ключевые имена нового поколения: OG Buda, Loqiemean, Saluki, Куок. Многие из них начинали как битмейкеры, но затем стали исполнять рэп, создав новое, уникальное звучание, которое ориентировалось в первую очередь именно на музыку.
Визуально рэперы тоже изменились: яркие волосы, татуировки на лице, пирсинг — всё для того, чтобы выразить протест и не попасть на работу в офис. Они больше не стремились соответствовать классическому образу рэпера 2000-х, а искали собственные пути выражения.
Что дальше?
Каждая новая волна рэперов противопоставляла себя предыдущей. Если в 2010-е был популярен жёсткий рэп-батл, то в 2020-е на первый план вышли мелодичность и личные переживания. Сейчас русский рэп можно объединить лишь в том, что он разный. В нём есть всё — от грустных лиричных треков до тяжёлого панк-звучания.
Рэп как современная поэзия
Рэп часто называют современной поэзией, находя параллели между текстами песен и стихами. Действительно, рэп, как и поэзия, наиболее метафорично и остро отражает проблемы, волнующие автора. В современной поэзии даже есть схожий с рэп-батлом жанр — поэтический слэм, во время которого авторы декламируют свои тексты. В общем, рэпу и поэзии не избежать сравнений. Чтобы разобраться в этой неоднозначной теме, мы обратились к Ольге Евсеевой, преподавателю литературы в Фоксфорде.
«Рэп-тексты не подразумевают существование только текста. Им нужно музыкальное сопровождение, бит. Эти произведения будут занимать особое положение и в силу лексики: лексика подворотен знакома, понятна, близка не каждому. И если среди текстов Пушкина мы можем найти другие, то найти принципиально иные среди рэп-исполнителей затруднительно».
Язык в рэпе играет роль выразительного приёма, но сам по себе не делает текст поэтическим. Рэп можно рассматривать как особую форму искусства, соединяющую музыку и поэзию.
«В этом случае открывается как раз простор: есть примеры авторов, которые самостоятельно создавали и создают музыкальное сопровождение произведениям. Окуджава, Высоцкий, Визбор — не все их произведения уместно выглядят без музыкального сопровождения. Можно также выделять Э. Фергюсона, который писал музыку к собственным текстам:
Я пошёл в город,
И там я плакал,
Люди корчились, как ослы,
И жили, как овцы.
(I went to the city)
Настроение текста подчёркнуто меланхоличной блюзовой мелодией», — отмечает Ольга Евсеева.
Рэп и классическая поэзия: есть ли сходства
Начнём со сходств:
- наличие ритма;
- наличие лирического героя;
- стихотворная форма;
- обилие изобразительных средств;
- определённая тематика;
- выражение чувств и переживаний, то есть эмоциональность.
«Вопрос в том, что мы понимаем под привычной поэзией. Если это Пушкин, Лермонтов, Фет, то, пожалуй, отличается. Если же смотрим в сторону модернистов, футуристов, рэп пытается бунтовать, эпатировать, впечатлять — очень привычно».
Если же выделять сниженную лексику в текстах как показатель отличия от привычной поэзии, стоит обратиться к фольклорным жанрам. Фрагменты рэп-текстов, например, очень похожи на частушки. Их нередко использовали во время кулачных боёв для подбадривания своих — напоминает ситуацию рэп-батлов: стенка на стенку.
Тексты же колядок подразумевают выкрикивание, ритмичное скандирование. Они нередко говорят о плюсах, заслугах родственников. И то и другое будет объединять их с рэп-произведениями: рэп ритмичен, речитативен, тексты нередко самопрезентативные, то есть говорят об авторе и его достижениях.
<<Блок перелинковки>>
Чем рэп отличается от стихов
«Есть ощущение, что лишь использование обсценной лексики отличает рэп от привычной возвышенной поэзии. И тут сложно: тексты с нецензурными словами есть у Пушкина, у Маяковского, у Есенина…»
Строгие отличия рэпа от стихов такие:
- ориентация на музыкальность;
- чёткая направленность на внешний сюжет, повествовательность;
- эпатаж и вау-эффект;
- ослабленность метафоры как тропа;
- асоциальность.
Рэп и поэзия действительно похожи: оба жанра основаны на рифме, ритме и выразительности текста. Но что будет, если убрать музыку из рэпа: сохранится ли стихотворение?
Музыка как основа рэпа
Главное отличие рэпа от поэзии — это бит. Рэп всегда существует в связке с музыкой или ритмичным речитативом, если инструментальный аккомпанемент отсутствует. В отличие от стихов, которые можно читать в любом темпе, текст рэпа должен строго соответствовать музыкальному рисунку.
Флоу, голос, интонация
Важную роль в рэпе играет подача — так называемый флоу. Это не просто зачитывание текста, а особая манера исполнения, где важны интонация и тембр голоса. Именно поэтому два исполнителя могут прочитать текст по-разному: один сделает его напористым и агрессивным, другой — лиричным и задумчивым.
Разница в структуре текста
Тексты рэп-композиций отличаются от традиционных стихотворений и по структуре. В стихах больше свободы: они могут быть без рифмы, без строгого ритма, с разной длиной строк. В рэпе же текст должен чётко ложиться на бит, поэтому он часто более короткий, рваный, отрывистый.
Кстати, именно эта особенность создавала сложности для первых русских рэперов: в русском языке слова длиннее, чем в английском, поэтому было трудно уложить текст в бит без потери смысла. Но со временем рэперы нашли свои приёмы: где-то укорачивали слова, где-то использовали особый ритм, где-то играли слогами.
Некоторые стихи действительно легко превращаются в рэп. Стихи Маяковского с его резкими обрывами строк легко уложить в бит, некоторые исполнители именно так и поступают с текстами классика. В итоге рэп — это не просто «рифмованные тексты под музыку», а отдельный жанр, в котором ритм, голос и манера исполнения играют такую же важную роль, как и слова.
Можно ли изучать рэп на уроках литературы
Ольга Евсеева отмечает, что популярность рэпа падает: если ещё десять лет назад все обсуждали рэп-батлы в школе, сейчас уже мало кто о них вспомнит. Упоминать рэп на уроках можно, но избирательно, в зависимости от того, слушают ли его в классе.
Образность и эмоциональная выразительность в текстах современных рэперов иногда перекликаются с классической литературой. Вот несколько примеров:
Мой рэп — это молитва, только с бритвою во рту. (Хаски)
И жало мудрыя змеи
В уста, замершие мои,
Вложил десницею кровавой.
(Пушкин)
Оба автора говорят о боли творчества, об особой миссии художника, которая даётся каждому ценой страданий.
Посмотрите, как строки из песни Мота перекликаются с фразой Софьи Фамусовой из комедии Грибоедова «Горе от ума»:
Влюблённые глаза не врут, мама. И мы часов не замечали. Дай мне хоть парочку минут, мама, чтобы сказать… (Мот)
Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)
Обе цитаты выражают схожую идею: когда человек погружён в чувства, в любовь, он теряет счёт времени. Можно даже сказать, что Мот отсылает слушателя к этому афоризму.
Или вот пример, где отражается возвышенный, неземной образ возлюбленной:
Ты должна быть с небес, ты должна быть из рая.
О тебе лишь одной я мечтаю — таю…
(Мот)
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
(Пушкин)
Обоим лирическим героям остаётся только мечтать о ней, словно о недосягаемом идеале.
Почему русский рэп популярен
Всё просто: в нём соединились «качёвый» бит, волнующие темы и простота смыслов. Он прилипает, как жвачка.
Рэп всегда был голосом улиц, и в России эта особенность в какой-то мере сохраняется. Исполнители рассказывают о реальной жизни, проблемах, успехах и неудачах, говорят о том, что волнует слушателей. Это может быть и протестная лирика, и философские размышления, и просто истории о любви, дружбе или поиске себя. При этом рэп обычно общается со слушателем на доступном языке, который часто включает уличный сленг и выражает мысли максимально прямо. Или, наоборот, использует такие экзотичные слова, что сразу хочется их запомнить и найти их значение. Бит сразу прилипает и крутится в голове вместе с легко запоминающимися строчками.
Эдлибы — что это и почему они так заедают
Вы наверняка замечали, что многие рэп-треки содержат повторяющиеся возгласы, междометия или выкрики:
Эй-эй!
Скря-скря!
Это и есть эдлибы — небольшие звуковые вставки, которые добавляют динамику треку. Они помогают сделать песню более живой и запоминающейся.
О чём поют рэперы
В 90-е, когда жанр только появлялся в России, его исполнители тоже пытались говорить о реальных проблемах общества. Криминальная обстановка, бедность, безработица, конфликты с властью — всё это стало основой первых треков, как и на Западе. В отличие от рэпа гетто, в России рэп передавал атмосферу спальных районов и подворотен.
Но жизнь менялась, и рэп вместе с ней. Рэп ушёл от уличного нарратива в сторону личных переживаний. В 2010-х на передний план вышли чувства, эмоции, внутренние конфликты.
Как понять рэп
Быть рэпером — это уже определённый образ жизни. Ведь тексты, ритм и подача — это форма самовыражения. Тексты рэперов зачастую отражают личные переживания исполнителя. Кто-то придерживается идеалов хип-хоп-культуры, воспринимая рэп как часть философии и образа жизни. А кто-то поддерживает сценический образ.
Рэп можно пытаться осмыслить, как и любое другое литературное произведение. Только нужно учитывать, что в нём может быть намного больше образности и иронии. Например, рэперы часто выставляют напоказ предметы роскоши: деньги, машины, дома. Когда рэп был музыкой улиц, отражающей реальные проблемы бедных кварталов, роскошь в текстах стала символом преодоления трудностей: если артист разбогател, значит, он доказал свою состоятельность. Со временем это стало просто ироничным клише, которое не воспринимается всерьёз, часто являясь пародией на сам жанр.
А иногда в рэп-композициях превыше всего ставится речитатив, и тогда не стоит пытаться искать смысл в бесконечном потоке слов, лучше им просто насладится.
Можно ли обойтись без мата
Эксперимент с чистыми и острыми текстами
Хип-хоп-группа 2 Live Crew в 80-х выпустила два идентичных альбома, но в одном были нецензурные выражения, а в другом нет. Версия с матом разошлась миллионным тиражом, а чистый альбом остался незамеченным. Употребление такой лексики было оправдано, ведь рэперы 80-х из бедных районов читали о преступном мире. Как тут обойтись без соответствующей лексики? Да и сначала острые слова вызывали вау-эффект у слушателей, заставляя покупать новые альбомы.
Когда мат оправдан
Жёсткий язык был естественным для общения на улицах. Когда артисты рассказывали о преступности, социальной несправедливости и уличной жизни, обсценная лексика становилась неотъемлемой частью повествования.
Аналог западного гетто — российские панельки, о которых поёт Хаски. Он использует мамбл-рэп (невнятное проговаривание слов), но делает его осмысленным, насыщая текст образами, что зачастую позволяет избегать нецензурных слов.
Можно ли делать рэп без мата
Мат также позволяет рэперам в простой форме повысить накал и степень переживания лирического героя. Конечно, это не единственный способ достигнуть усиления смысла слова. Рэперы часто прибегают к поистине поэтическим приёмам — аллитерации и ассонансу или, например, сравнениям и метафорам. Особенно часто литературные приёмы встречаются в треках группы «Макулатура». Мат в рэпе — инструмент, но не необходимость. Как и в литературе, он может быть средством выразительности, а иногда лучше обойтись без него. Рэпу необходим весь язык, не только мат. Иногда рэперы, подобно писателям и поэтам, выдумывают свои слова, а также привносят в язык много сленговых слов, например «дисс» , «фрешмен», «капа» и «майк».