<<Лид>>
Многим приходилось сталкиваться с предметами, которые вызывают тоску и желание прокрастинировать. Возможно, проблема не в самом предмете, а в подходе к его изучению. Поэтому собрали пять лайхаков, которые помогут освоить даже самый нелюбимый материал с минимальными потерями времени и нервов.
Устраните причину
Василий Ключевский, историк и профессор Московского университета, говорил: «Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство».
Подумайте, почему вы не любите тот или иной предмет. Будьте честны. Ответы «он бесполезный» или «я гуманитарий» слишком поверхностные — копайте глубже. Вспомните, как познакомились с этой дисциплиной и в какой момент перестали её понимать.
Быть может, это было, когда вы, отвечая у доски, сделали что-то не так, и ребята посмеялись над ошибкой? А может, вы однажды проболели целую четверть, и одноклассники ушли далеко вперёд? В первом случае необходимо обсудить ситуацию с родителями или психологом, а во втором — ещё раз начать с азов. Ведь каждая наука изучается последовательно: от простого к сложному.
Определите, в чём польза нелюбимого предмета
Не существует бесполезных наук (ну или, по крайней мере, их не проходят в школе). Нужно понять, какую выгоду может принести нелюбимый предмет, сейчас или в будущем.
Например:
- Алгебра: сейчас я могу быстро посчитать сдачу в магазине, а в будущем смогу грамотно распоряжаться финансами.
- Русский язык: сейчас могу произвести впечатление на сверстников при переписке в чате, а в будущем напишу резюме без ошибок и получу классную работу.
- География: сейчас я легко сориентируюсь в большом городе, а в будущем смогу планировать путешествия без помощи турагентства.
- Химия: сейчас могу показывать крутые эксперименты друзьям, в будущем буду хорошо разбираться в веществах и правильно питаться.
Чем конкретнее формулировка и больше прикладное значение, тем проще переломить отношение к нелюбимому предмету.
Измените подход к изучению
В 1987 году новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг исследовал эффективность обучения старшеклассников. Он задался вопросом, почему от природы любознательные малыши постепенно охладевают к учёбе (по крайней мере, по некоторым предметам).
Флеминг разработал теорию, согласно которой человек познаёт мир сквозь призму чувств, и разделил людей:
- на визуалов — предпочитают зрительный способ восприятия;
- аудиалов — предпочитают воспринимать информацию на слух;
- вербалы — лучше воспринимают через чтение или письмо;
- кинестетики — через тактильные ощущения, обоняние, осязание.
Современные психологи выделяют ещё дигиталов — тех, кто предпочитают цифровой или логический канал связи. Они лучше всего воспринимают и запоминают информацию через анализ и логическое мышление.
Со временем в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов восприятия начинает доминировать. Поэтому необходимо комбинировать разные способы подачи информации и типы заданий по нелюбимому предмету.
Например:
- Визуалы думают картинками, им требуется тишина во время учёбы. Им мало прослушать занятие: нужно делать красочные заметки, составлять списки, чертить диаграммы. Хорошо работает запоминание с помощью карточек.
-
- Аудиалы мыслят линейно, медленно читают и разговаривают. Им тяжело даются задания с текстами и на время. Лучше слушать видеоуроки и аудиокниги, а затем с кем-нибудь обсуждать пройденный материал. Для запоминания рекомендуется повторять информацию вслух и использовать ассоциации.
- Кинестетики неусидчивы, им важно потрогать и понюхать. Они быстро теряют концентрацию и нуждаются в частых перерывах. Следует разбивать учёбу на этапы и применять материал на практике. Запоминание лучше всего идёт в игре.
- Дигиталы размышляют логически, для них важны связи и цифры. Они легко учатся, потому что много читают, быстро запоминают, охотно ведут конспекты и умеют пользоваться вспомогательными пособиями при изучении любого предмета.
Допустим, вы кинестетик и испытываете сложности с биологией. Попробуйте смастерить модель клетки или макет классификации живых организмов. «Потрогав» тему, вам будет проще в ней разобраться.
Найдите смежное с нелюбимым предметом хобби
Этот приём тесно связан с двумя предыдущими. Пересмотрев формат изучения нелюбимого предмета и отыскав его практическую пользу, вы начнёте им увлекаться. Например, если вы не дружите с алгеброй и геометрией, займитесь спидкубингом, а если терпеть не можете историю, сходите на историческую реконструкцию.
Заручитесь поддержкой наставника
Вам знакомо высказывание «Всё зависит от учителя»? Мол, у одного преподавателя можно быть отличником, а у другого съехать на «тройки». Педагогический талант действительно важен. Но влюбиться в любой предмет можно и в простом общении с увлечённым человеком.
Попробуйте подружиться с тем, кому нравится ваш проблемный предмет. Желательно, чтобы новый приятель был примерно вашего возраста и импонировал вам. Вдохновляясь общением, вы постепенно начнёте перенимать его интересы, а он — ваши.
Если подружиться с антиподом не получается, заручитесь поддержкой старшего товарища. Такого, кому вы сможете пожаловаться на нелюбимый предмет или пообещать выучить параграф. Внимание и поддержка постороннего человека, а также ответственность перед ним — отличные мотиваторы при изучении любого предмета, который не понимаешь.