<<Лид>>
Кто такой философ
Философия (с греческого это слово переводится как «любовь к мудрости») — система идей и представлений о мире, рационально обоснованных и систематизированных. Можно сказать, что философ — это тот, кто размышляет на философские вопросы, например о Боге, любви, политической жизни, и пишет научные труды, в которых предлагает логически выстроенные решения. В своей работе философ опирается на богатую традицию — он изучает идеи предшественников, тех, кто ранее пытался ответить на те же вопросы. При этом он может развивать уже существующие концепции или критически их переосмысливать, вступая с ними в полемику. Современный философ не только работает с наследием прошлого, но и активно исследует вызовы настоящего, анализирует современные явления и тексты, вовлекаясь в интеллектуальный диалог между эпохами.
Чем занимается философ в обществе
Философия — это основа для всех других областей знаний. Она стала основой для культурологии, эстетки, литературы, а также повлияла на развитие математики, логики и естественных наук. Философ не просто размышляет о мире — он исследует фундаментальные принципы, лежащие в основе человеческого мышления, языка, знания и устройства общества.
Сегодня философ часто сосредоточен на анализе актуальных культурных и социальных вопросов. Он изучает, как устроено мышление, как мы взаимодействуем друг с другом и с государством, как формируется наше восприятие мира. Через публичные размышления философы приглашают людей взглянуть на привычные вещи иначе, выйти за рамки повседневной логики, задуматься о смысле и структуре нашего существования. Они помогают нам лучше понять себя, других и место человека во Вселенной.
Философское образование открывает доступ к разным профессиональным траекториям — не только академическим. Выпускники философских факультетов востребованы там, где важны критическое мышление, системный подход и способность к глубокому анализу. Вот где могут работать философы:
- Образование и наука. Многие продолжают карьеру в университетах, колледжах или школах — преподают философию, логику, культурологию, обществознание. Другие занимаются исследованиями, работая в академических институтах или научных лабораториях.
- Медиа. Философы нередко становятся авторами просветительских проектов, подкастов, колонок в СМИ. Их умение размышлять нестандартно и объяснять сложное простыми словами делает их интересными спикерами и комментаторами.
- HR и коучинг. Хороший философ умеет слушать, анализировать и направлять — поэтому многие находят себя в сфере коучинга, менторства, корпоративного обучения, разработки образовательных программ.
- Социальные и культурные проекты. Философ может работать в музеях, культурных центрах, некоммерческих организациях. Он может заниматься организацией выставок, вести экскурсии, писать тексты, проводить лекции и семинары.
Как стать философом
Строго говоря, для того чтобы стать философом, вовсе не обязательно получать профильное высшее образование. Однако если философия — для вас пока неизведанная область, университет может стать отличной опорой для системного знакомства с историей философии и ключевыми направлениями мысли. Этому обучают на философских факультетах, которые существуют во многих российских вузах — например, в МГУ, ВШЭ, РГГУ и других.
Если вы планируете поступление на философский факультет, чаще всего потребуется сдать следующие ЕГЭ:
- Обществознание
- История
- Русский язык
- Английский язык (в зависимости от требований конкретного вуза).
В вузе вы будете читать много философских трудов — от древнегреческих до современных, анализировать их, сравнивать, изучать логику, историю, знакомиться с гуманитарными дисциплинами и приобретать навыки научной аргументации, писать эссе и проводить исследования.
Как философы сами понимают свою профессию и в чём видят значение философии для общества? Мы поговорили об этом со студентами философских факультетов и исследовательницей, специализирующейся на философской антропологии.
.png)
Ася Шибанова,
студентка первого курса философского факультета МГУ
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ФИЛОСОФИЯ?
Если давать философии определение, то получится, что философия — это не совсем наука. У меня скорее возникает ассоциативный ряд с историей мысли, с познанием себя и бытия вокруг.
В какой-то момент я поняла, что всё, что меня интересует — наука, искусство, религия, — всё сходится в одной точке, и этой точкой оказалась философия. Гуманитарные факультеты дают базу. Ты можешь забыть, как звали египетского царя в V веке до нашей эры, но всё равно после учёбы останется что-то, что позволит тебе смотреть на мир сложнее.
ПРИКЛАДНОЙ ФУНКЦИИ У ФИЛОСОФИИ НЕТ. НО ФИЛОСОФИЯ — ЭТО ЖИВАЯ МАТЕРИЯ. МНЕ КАЖЕТСЯ, АБСОЛЮТНО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ФИЛОСОФСТВУЕТ.
Философский труд, конечно, может написать не каждый, но каждый может прийти к тем же мыслям, что высказываются в этом труде. Поэтому нельзя ограничивать философию только кругом людей, получивших философское образование.
Главная ценность философии — это осознание себя в этом мире, мира внутри себя и всего существующего. Во время изучения философии у тебя получается раздвоиться и начать задавать себе вопросы, которыми ты бы не задавался иначе. Философия позволяет смотреть с другой высоты на себя и на мир — без такой смены перспективы невозможно двигаться дальше. Думаю, что философия — это уровень рефлексии. А без рефлексии жизнь, конечно, возможна, но что это за жизнь тогда такая?
<<Блок перелинковки>>

Аглая Малышко,
студентка четвёртого курса Школы философии и культурологии ВШЭ
КАК ТЫ РЕШИЛА ПОСТУПАТЬ НА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ?
Кажется, всё началось с факультатива по логике. Там я познакомилась с преподавателями и студентами Школы философии ВШЭ. Общение с преподавателями-философами дало понять, что философия может дать мне фундаментальное гуманитарное образование и поможет в моём дальнейшем академическом пути.
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ФИЛОСОФИЯ?
Можно по-разному определять её: от любви к мудрости до способа мышления. По сути, это некое стремление к вопрошанию и поиску причин в метафизическом дискурсе. Вместо вопроса «Почему небо голубое?» философ спрашивает: «Почему мы видим небо голубым? Почему правильно, что небо голубое?» Философия обращает внимание на те вещи, которые часто остаются вне стандартного поля вопросов. Мне кажется, что все дети — философы: они интересуются миром, размышляют о том, почему что-то происходит.
ФИЛОСОФИЯ — ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ СТОИТ ВНЕ ОСТАЛЬНЫХ НАУК И НАД НИМИ. В ЭТОМ ЕЁ СМЫСЛ.
В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА?
Человек не может жить без культуры. Кем бы ни работал человек, он приходит домой с работы и в свободное время занимается чем-то, отдыхает. Его досуг связан с культурными практиками, а культура — это вотчина гуманитарного знания. Устройство общества завязано на гуманитарном знании. Без понимания человека и культуры никакие институции бы не смогли работать. В буклете философского факультета как возможное место работы выпускников указана госслужба — в этом есть правда. Навыки теоретизации и понимания процессов, связанных с государством, человеческой жизнью и мышлением, необходимы при устройстве жизни общества.

Марыся Пророкова,
младший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ФИЛОСОФИЯ?
Я бы ответила так — в какой бы ситуации ни находилось человеческое существо, оно задаётся вопросами по поводу своего положения. Философия позволяет проследить причинно-следственные связи между нашими суждениями, и так мы гармонизируем картину мира, она становится менее противоречивой. Иными словами, философия — это инструмент для сборки человека, то есть её миссия довольно прагматична.
КАК ТЫ РЕШИЛА СТАТЬ ФИЛОСОФОМ?
Я с ранних лет тяготела к книгам, к анализу текстов и их написанию. Философское образование представлялось мне тем пространством, которое позволяет студенту получить самый широкий спектр знаний. Нужно сказать, что мои ожидания оправдались: философское образование даёт выходы на бесчисленное количество гуманитарных наук — и на психологию, и на культурологию, и на эстетику, и на логику. На примере тех, кто учился со мной в одно время, я могу сказать, что люди, окончив философский, двигаются с полученным багажом знаний в самых разных направлениях, и я уверена, что этот багаж способен обогатить любую сферу деятельности.
Моя же ситуация такова, что уже на третьем курсе, когда настала пора выбирать кафедру и научного руководителя, я попала в очень интересный сектор — сектор аналитической антропологии. Университет, в котором я училась, — это университет при Академии наук, и большая часть преподавательского состава относилась непосредственно к Институту философии при Академии наук.
Выбирая научного руководителя, ты также выбирал сектор (кафедру), к которой будет относиться твоя курсовая или дипломная работа. Я выбрала философскую антропологию как дисциплину, которая, на мой взгляд, затрагивала наиболее актуальные вопросы и тексты. В дальнейшем, познакомившись с исследователями с этой кафедры, мне уже не хотелось расставаться ни с кафедрой, ни с коллегами, так что после диплома я поступила в аспирантуру и в мае этого года защитила кандидатскую диссертацию — уже в статусе научного сотрудника.
ЭТО СПОРНЫЙ ТЕЗИС, НО МНЕ КАЖЕТСЯ, НИКАКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ФИГУРЫ УЧИТЕЛЯ, НАСТАВНИКА ИЛИ МАСТЕРА.
Я вижу подтверждения этому в самых разных сферах — и в искусстве, и в кино, и в науке: там, где имеет место творческий процесс, важно найти ориентир, авторитет, источник вдохновения, в диалогах с которым — очных и заочных — ты сможешь обучаться и расти. Для меня таким источником был мой научный руководитель, Валерий Александрович Подорога — создатель метода аналитической антропологии и основатель одноимённого сектора в ИФ РАН.
ЧТО ВХОДИТ В СФЕРУ ТВОИХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ?
Меня всегда привлекал феномен коллективности. Я начала исследования с написания курсовых и диплома о французской социологической школе: меня заинтересовали Жорж Батай и Роже Кайуа. Эти мыслители задавались вопросами, которые кажутся актуальными и сейчас: что есть феномен сакрального вне религиозности, в «светском» пространстве? Как общество коллективно переживает сакральный опыт? Чем подпитывается коллективный аффект? В дальнейшем я осталась в лоне «континентальной» традиции и посвятила кандидатскую французскому исследователю Рене Жирару.
Дописывая диссертацию, я увлеклась темой экологии. Мне казалось очень важным осмыслить экологические проблемы с философских позиций, и я организовала просветительский лекторий Repubblica Verde, в котором учёные из разных сфер могут знакомить широкую аудиторию с разными аспектами «зелёной» повестки.
КАК ВЫГЛЯДИТ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ФИЛОСОФА?
Любопытно, что любой исследователь всегда находится в режиме «работы» и никогда не находится в режиме «отдыха»: любая интеллектуальная пища становится поводом для размышления, и получается, что грань между состояниями работы и не-работы стирается, особенно когда ты погружён в какую-то интересующую тебя тему и охвачен азартом. В философии это усугубляется тем, что мысль не имеет локализации, она не привязана к конкретным инструментам, без которых невозможен рабочий процесс.
Но я всё же настаиваю на том, что мы все нуждаемся в гигиене труда и «переключении режимов». Например, мне нравится работать в библиотеке, писать от руки, я люблю книги в бумажном формате. В этом плане я стою на осознанно ретроградных позициях и симпатизирую «тёмной академии», потому что она придаёт учебно-исследовательскому процессу эстетическое измерение.
Пандемия существенно изменила форматы взаимодействия в РАН: раньше мы имели возможность побеседовать с коллегами очно, спонтанно заглянуть на чей-то семинар, узнать любопытную новость во время смол-тока в коридоре. Теперь мы больше взаимодействуем онлайн, и это повлияло как на взаимодействие внутри сообщества, так и индивидуальные распорядки дня. Сейчас институт снова переходит на прежний режим работы, и я думаю, что возвращение в офлайн заставит нас под другим углом взглянуть на процесс исследования.
КАКОВА СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ?
Я согласна с тезисом «личное — это политическое», но рискну предположить, что любое личное в равной степени и философское.
МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО, КОГДА МЫ ТЕРЯЕМ ПОЧВУ ПОД НОГАМИ, В ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТАХ МЫ МОЖЕМ НАЙТИ СВОЕГО РОДА МАЯКИ, В СВЕТЕ КОТОРЫХ ИЗ РАЗРОЗНЕННЫХ АФФЕКТОВ, ИДЕЙ И ТЕРМИНОВ СКЛАДЫВАЕТСЯ НАШЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ.
Философия показывает, из какой точки производятся те или иные наши высказывания, как устроены наши идейные остановки, касающиеся общественного устройства, социальной справедливости и морали, ценности искусства. Потому что эти установки в той или иной форме есть у каждого Homo sapiens, но мы не всегда умеем защищать свою позицию, находить нужные аргументы, строить из них непротиворечивую систему, как я упомянула ранее.
Философское образование укореняет где-то в подсознании мысль, что ты не одинок в своём вопрошании: какую бы позицию ты ни занимал, что бы ни переживал, какие дилеммы бы перед тобой ни стояли, найдётся автор, который может стать твоим заочным собеседником. Это особенно ощутимо и ценно в эпоху турбулентности, такую, какую мы переживаем сейчас. Я замечаю подъём интереса к гуманитарным наукам, это видно в том числе и по возрастающему запросу на научно-популярные тексты и передачи.