Международный день грамотности
8 сентября с 1966 года отмечается Международный день грамотности: в этот день годом ранее в Тегеране состоялось торжественное открытие первой Всемирной конференции министров образования. Одной из важнейших её тем была ликвидация безграмотности.
Основная задача этого дня — напомнить мировому сообществу, какую ценность имеет образование, ведь без умения читать и считать в современном мире человек не сможет пользоваться благами прогресса и окажется за бортом цивилизации. Повышение грамотности способствует повышению качества жизни, избавляет от невежества и предрассудков, свойственных неразвитому обществу.
По статистике ЮНЕСКО, в прошлом году на Земле количество людей, не умеющих читать и писать, составило 771 миллион человек. В 2022 году серьёзный удар по мировому образованию нанесла пандемия коронавируса: 168 миллионов детей в течение года не посещали школу, а 214 миллионов пропустили более трёх четвертей. При этом далеко не все могли организовать дистанционное обучение ввиду отсутствия необходимой техники и доступа к интернету.
В рамках Международного дня грамотности мировое сообщество проводит просветительские мероприятия, призванные сделать образование доступным максимально широкому кругу людей. Главная конференция ЮНЕСКО сегодня проходит в Париже — на ней вручаются премии за международные проекты по ликвидации безграмотности.
Премией короля Седжона (20 тысяч долларов США) награждают за достижения в области повышения грамотности на родном языке. Премия Конфуция (30 тысяч долларов США) выдаётся за поддержку молодёжи без образования и развитие функциональной грамотности — умения применять знания на практике.
<<Блок перелинковки>>
В нашей стране в Международный день грамотности в школах и университетах проводят тематические олимпиады, конкурсы и викторины на знание русского языка, пишут диктанты. В некоторых культурных центрах и библиотеках проводятся встречи с популяризаторами знаний, образовательные беседы и лекции.
Историческая справка
К концу XIX века в Российской Империи доля грамотного населения составляла около 20%. После революции новое руководство страны постановило исправить эту ситуацию: с 1919 года до конца 1940-х годов в РСФСР, а затем в СССР действовала программа массовой ликвидации безграмотности у населения (ликбез), согласно которой все жители страны от 8 до 50 лет, не владеющие чтением и письмом, были обязаны учиться грамоте. В больших и малых населённых пунктах открывались школы для детей и взрослых, массово печатались буквари. Сотрудникам предприятий сокращали рабочий день, чтобы выделить время на обучение. Прогулы карались штрафами и даже арестом. В результате уже к 1939 году в СССР 90% людей от 16 до 50 лет были грамотными. В настоящее время, по данным Росстата, доля грамотного населения в России составляет около 99%.


