<<Лид>>
Что такое грамотность?
В Большом энциклопедическом словаре даётся такое понятие грамотности: «Это определённая степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка». Однако сегодня грамотность — это уже не только про правописание, пунктуацию и расстановку ударений, определение стало намного шире.
Создательницы корректорского бюро «Ёлки-палки» Екатерина Тупицына и Кристина Берлизова считают, что быть грамотным — значит уметь общаться и правильно выстраивать коммуникацию. Ваша задача при этом простыми словами донести свою мысль до другого человека. Если же этого не происходит, то сообщение становится неполным, трудным для понимания, а это приводит адресата к неправильным выводам.
В прошлом грамотность показывала уровень образования и развития в стране. Сейчас грамотность остаётся одним из самых эффективных способов улучшения жизни, особенно в информационном обществе, где всё больше людей получают и передают информацию через тексты.
Однако современные условия требуют от людей не только правильно говорить, писать и вести диалог, но и понимать и применять полученные знания на практике. Так появилось новое понятие — функциональная грамотность.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность подразумевает способность применять свои навыки для решения реальных жизненных вопросов. Это понятие, возникшее в 1970-х годах, с тех пор играет важную роль в образовании и развитии школьников. Теперь функциональная грамотность является показателем качества образования. Одних академических знаний уже недостаточно. Важно, чтобы ученик мог грамотно применять информацию и навыки, полученные в школе, во всех сферах своей жизни.
Алексей Леонтьев, выдающийся учёный и лингвист, очень чётко сформулировал определение функциональной грамотности. Он говорит о том, что функционально грамотной личностью является тот, кто способен максимально эффективно использовать все свои знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Например, сейчас можно заметить, какие существенные изменения происходят в ЕГЭ и ОГЭ. Для решения заданий теперь важно не только запоминать даты, факты и формулы, но и анализировать эти данные. Основная цель — научить детей осмысливать, систематизировать, отбирать и объединять информацию, чтобы из всего этого процесса вытекали конкретные выводы.
<<Лидген для статьи>>
Функциональная грамотность включает в себя несколько основных направлений: читательская, математическая, естественно-научная грамотность, а также ряд других современных областей, таких как финансовая и компьютерная грамотность. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность — это набор знаний и умений, которые помогают нам управлять финансами. Она включает в себя понимание бюджета, умение планировать расходы, сберегать и инвестировать деньги. Но это лишь вершина айсберга, потому что финансовая грамотность также предполагает понимание сложных финансовых продуктов, умение анализировать риски и принимать взвешенные решения.
Быть финансово грамотным для школьников означает, что они знают базовые понятия и обладают навыками, которые помогут им принимать обоснованные финансовые решения в будущем. Педагоги на уроках на примерах жизненных ситуаций знакомят школьников с банковскими системами, денежными операциями и другими инструментами финансового рынка. Их цель — дать детям возможность в раннем возрасте почувствовать себя уверенно в мире финансов и научиться управлять своими деньгами.
Читательская грамотность
Чтение — это не просто процесс восприятия текстовых символов умом.
В процессе чтения важно понимание и постижение смысла, логики и эмоций, которые несёт в себе текст. Быть грамотным в читательском плане — это научиться анализировать прочитанное, делать собственные выводы, развивать умение видеть сокрытое между строк.
<<Блок перелинковки>>
Компьютерная грамотность
Компьютерная грамотность требует следующих навыков:
— умение работать с информацией в интернете, поиск и анализ данных, способность отличать достоверную информацию от не таковой;
— использование функций сервисов: электронной почты, облачного хранилища, базовых программ компьютера;
— знание правил безопасности и защиты личной информации, умение управлять аккаунтами в социальных сетях.
В современном информационном обществе компьютерная грамотность становится неотъемлемой частью базовой культуры. Она помогает адаптироваться к быстро меняющимся технологиям и быть подкованными в цифровой среде.
Математическая грамотность
В современном мире, где каждому доступен мобильный телефон с калькулятором, многие задаются вопросом о целесообразности изучения математики. Зачем тратить годы на учёбу, если все необходимые вычисления может сделать электронное устройство? Но для того, чтобы освоить работу с калькулятором, необходимо иметь базовые математические навыки.
В опровержение мнения о том, что математика нам никогда не пригодится, можно найти множество примеров в повседневной жизни, где мы постоянно сталкиваемся с вычислениями:
— мы учитываем правильные пропорции ингредиентов при приготовлении пищи;
— мы считаем сдачу в магазине;
— мы проверяем счета на предмет ошибок, чтобы не платить лишнего за коммунальные услуги;
— мы оцениваем вес багажа, чтобы избежать дополнительных платежей в аэропорту.
Естественно-научная грамотность
Чтобы стать компетентным в естественных науках, важно уметь правильно понимать научные данные. Человек должен научиться анализировать информацию, делать выводы и создавать гипотезы на основе фактов. Для развития этого навыка можно использовать задания, где нужно объяснить явления природы на основе имеющихся доказательств, или заниматься практикой, например проводить эксперименты.
Международный день грамотности
Международный день грамотности был учреждён ЮНЕСКО 8 сентября 1966 года по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, которая состоялась в Тегеране. Основная цель этого дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, что является также одной из основных задач ЮНЕСКО.
Хотя уже достигнут впечатляющий прогресс в распространении грамотности и её уровень в мире растёт, ещё остаются люди, включая детей, молодёжь и взрослых, грамотность которых нужно повышать.
В этот день в разных странах мира государственные и общественные здания украшаются плакатами с изображением людей, читающих книги, газеты и журналы, а также известных культурных деятелей и лидеров. В первую неделю сентября открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся различные конкурсы, викторины, конференции и семинары, на которые приглашаются все желающие.
Развитие грамотности
Развить грамотность поможет критическое мышление. Не всё услышанное или увиденное может быть подтверждено достоверными источниками или исследованиями, поэтому важно научиться подходить с сомнением к неподтверждённым фактам и мнениям.
Чтобы развить логическое мышление и научиться понимать главные моменты текста, полезно решать задачи на логику и практиковаться в выражении своих мыслей в одном предложении. Пробуйте расширять своё понимание мира, читая книги, журналы и изучая мнения признанных экспертов.
Уроки грамотности
Сейчас в школьной программе появляется всё больше заданий по развитию навыков чтения и письма как для начального, так и для продвинутого уровня учеников. Важно, чтобы такие задания были равномерно распределены в течение всего учебного года.
Для развития навыков грамотности у младших школьников нужно, чтобы задачи были связаны с их практическим опытом. Если тема близка детям, они будут больше заинтересованы в ней, и это побудит их добывать новые знания.
Дополнительное образование играет большую роль в формировании навыков чтения и письма в начальной школе. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление и навыки работы с компьютером. Здесь помогут скоординированная работа педагогов и связь между разными предметами.
В средней и старшей школе ученикам предлагают постепенно увеличивать объём знаний и сложность анализа информации. Можно обсудить с ними серьёзные глобальные проблемы, причины войн и социального неравенства. Подобные задания даются на стыке различных предметов и в межпредметных темах, где одновременно изучаются история и литература, география и экономика и делаются выводы на основе взаимосвязей между ними.
У старшеклассников больше внимания уделяется развитию критического мышления, анализу и определению недостоверности информации в интернете. Они сталкиваются с более сложными заданиями в области финансовой грамотности. Например, строят свою финансовую пирамиду и рассчитывают, сколько она просуществует.
Проверка грамотности
— Онлайн-тесты и приложения: такие ресурсы предлагают задания на правописание, пунктуацию, грамматику и стилистику.
— Корректоры и редакторы текста: некоторые текстовые редакторы и программы помогают проверить правописание и грамматику, например сайт text.ru. Они выявляют ошибки и предлагают исправления.
— Образовательные курсы и онлайн-платформы: они созданы для того, чтобы помочь людям узнать больше о правилах письма и речи, а также предлагают задания для отработки и повышения уровня грамотности.
— Совместное чтение и обсуждение: чтение книг или статей вместе с друзьями или в книжном клубе поможет проверить свою функциональную грамотность, развить начитанность и научиться анализировать происходящее с разных сторон.