Госдума вновь рассмотрит изменения в ЕГЭ
Согласно результатам опроса ВЦИОМ более трети выпускников (36%) предпочли бы сдавать вместо ЕГЭ классические вступительные экзамены в вузы. Такое положение дел вынуждает депутатов вновь поднять вопрос об изменении структуры и порядка прохождения единого государственного экзамена.
«Совершенствование системы ЕГЭ будет вынесено на обсуждение экспертов на площадке Госдумы уже этой осенью. Мы готовы выслушать разные предложения, потому что нельзя просто все взять и отменить, нужно предлагать что-то взамен и анализировать, что сегодня действительно лучше для школьников. Именно на эти вопросы мы и хотим найти ответы», — сообщает глава комитета ГД по просвещению Ольга Казакова.
Вопрос об отмене ЕГЭ возникает в парламентской повестке со стабильной периодичностью. В последний раз законопроект об отмене ЕГЭ был вынесен на обсуждение в июне этого года, до этого — в 2018 году, ещё раньше — в 2016 году.
Особенно жаркие споры начались прошлой весной в связи с исключением России из Болонского процесса и переходом на новую систему образования. Тогда многие ожидали, что вместе с бакалавриатом и магистратурой из России уйдёт и ЕГЭ, однако президент Владимир Путин посчитал тезис о вреде госэкзамена спорным, а в мае этого года глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что форма единого госэкзамена точно не изменится в ближайшие десять лет. Однако пять месяцев спустя в Госдуме вновь собираются обсуждать изменение ЕГЭ.
«В рамках подготовки к обсуждению совершенствования системы ЕГЭ мы уже запросили информацию у самых разных ведомств. Это и Минздрав, и МВД, и Рособрнадзор, и другие. Нам важно понять, есть ли данные о влиянии единого госэкзамена на психику ребёнка и если да, то как снизить эмоциональное напряжение на экзамене. Или известны ли случаи, когда плохая оценка на экзамене приводила к трагедии, и как этого избежать. Кстати, хочу отметить, что, по данным Рособрнадзора, в последнее время таких случаев не было», — пояснила Казакова.
Стоит отметить, что данные о таких случаях есть у зампреда ЛДПР Ярослава Нилова, который на их основании предложил проводить с выпускниками психологические консультации до и после ЕГЭ.
Впрочем, Казакова отмечает другие недостатки экзамена, раз за разом вызывающие споры в профильном сообществе, а именно: жёсткую систему организации с контрольно-пропускными пунктами и камерами наблюдения, сложность экзаменационных заданий и сам формат экзамена, который, по мнению многих выпускников и учителей, не отражает реальных знаний.
Этой осенью депутатам Госдумы совместно с приглашёнными экспертами придётся отработать данные претензии и, возможно, скорректировать экзаменационные процессы. При этом, отмечает Казакова, каким бы ни было итоговое решение, положительные стороны ЕГЭ должны сохраниться:
«Напомню, что в этом году выпускники школ на основании госэкзаменов могли подать заявки в пять вузов, выбрав в каждом до пяти направлений подготовки. Сдать 25 наборов вступительных экзаменов за одно лето просто невозможно. Позиция Комитета по просвещению — при любой трансформации ЕГЭ возможность подавать заявления сразу в несколько вузов и на несколько направлений должна остаться. Такую позицию поддерживают даже противники госэкзамена».