<<Лид>>
Содержание:
Болонская система образования сегодня действует в 48 странах. Она появилась в результате Болонского процесса — движения по созданию Европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о сотрудничестве и развитии в университете итальянского города Болоньи — отсюда и названия декларации и процесса.
Главные цели Болонского процесса: расширение доступа к европейскому высшему образованию, повышение мобильности между университетами и странами, повышение квалификации специалистов, чтобы образование было актуальным для современных запросов рынка труда. Система подразумевает унификацию образовательных стандартов и форматов: получаемые студентами дипломы и научные степени легко сопоставимы и имеют силу в большинстве стран-участниц (помимо государственного диплома студенты получают также европейское приложение). С этой же целью введена единая трёхступенчатая структура образования:
- бакалавриат,
- магистратура,
- аспирантура.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Официально бакалавриат и магистратуру ввели в систему высшего образования Российской Федерации в 2007 году. В российских вузах, в отличие от европейских, был специалитет, то есть 5- или 6-летняя программа высшего образования. После распространения в стране Болонской системы специалитеты в основном отменили, но в некоторых вузах они остались до сих пор.
При этом в европейских странах российский специалитет не признаётся и считается бакалавриатом, первой ступенью высшего образования, хотя фактически предлагает более углублённое и длительное обучение.
6 июня 2022 года Минобрнауки России сообщило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Это решение Болонская группа приняла ещё 11 апреля. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, к участию в Болонском процессе стоит относиться как к прожитому этапу:
«Будущее за уникальной российской системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» (Источник — «Коммерсантъ»).
Мнения экспертов о последствиях выхода из Болонской системы для российских вузов расходятся.
<<Лидген для статьи>>
- Доступность учёбы в университетах для многих абитуриентов в связи с единой системой поступления и обучения, демократизация высшего образования.
- Мобильность студентов и преподавателей, аспирантов, исследователей, обмен навыками и знаниями между странами и ускоренное развитие вузов.
- Индивидуализация образования: студент может самостоятельно составлять свой учебный план, исходя из собственных сил и интересов.
- Многие критикуют систему «бакалавриат + магистратура» за несистемное обучение и недостаточно фундаментальное образование.
- Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее.
- Ставка заработной платы с дипломом бакалавра существенно ниже и в России, и в Европе.
В первую очередь затруднительными станут программы международной академической мобильности. Раньше учащиеся могли без проблем уехать в вуз в другой стране на семестр или даже на год: по возвращении в Россию пройденные в иностранном университете курсы можно было перезачесть. Такая возможность существовала за счёт единой системы кре́дитов — зачётных единиц, которые приписывались каждой дисциплине. Суммарно за время обучения в бакалавриате или магистратуре студент должен был набрать определённое количество кре́дитов — и у него была свобода выбирать, каким образом это сделать. Это позволяло не только российским студентам учиться в европейских вузах, но и иностранным студентам приезжать в Россию.
Кроме того, отказ от Болонской системы может привести к потере уникальных междисциплинарных специалистов. Система позволяла студентам менять своё направление обучения после окончания бакалавриата и поступать в магистратуру по любому другому профилю. Это давало возможность получить новую специальность, совместив опыт, полученный при обучении: например, журналист-бакалавр мог закончить экономическую магистратуру, чтобы приобрести экспертизу в конкретной области.
Многих беспокоит, что при отказе от системы бакалавриата и магистратуры в пользу специалитета придётся переделывать все образовательные стандарты, которые очень долго разрабатывались и были окончательно приняты совсем недавно.
Важно отметить, что выход из Болонского процесса имеет не только негативные стороны. Болонская система объединяет в основном европейские страны, но получение образовательного и научного опыта возможно не только в Европе. Возможности академической мобильности и трудоустройства за рубежом для студентов из России сохраняются, просто будут переориентированы на другие направления: например, страны Азии. Кроме того, можно надеяться, что в результате реформации высшего образования появятся приемлемые условия для трудоустройства ведущих специалистов внутри страны.
Возможность поступления в магистратуру в зарубежные университеты сохранится, но, возможно, это будет требовать дополнительных испытаний по подтверждению российского диплома. Международная мобильность может измениться, но необязательно прекратится. Россия — пятая страна в мире по количеству принятых в университеты иностранных студентов. Особенно популярны среди иностранцев, к примеру, медицинские программы, где большинство учится по правилам их конкретного направления, а не в строгих рамках Болонской системы.