Ректоры вузов рассказали о практике и проблемах новой модели высшего образования
После выхода нашей страны из Болонской системы Минпросвещения разработало новую модель высшего образования, которая с 2023 года тестируется в шести вузах. В ней на смену четырёхлетнему бакалавриату пришло базовое высшее образование со сроком обучения от 4 до 6 лет, а вместо магистратуры будет специализированное высшее образование, получение которого займёт один-два года. Однако в чём отличие новых уровней образования от прежних «болонских», кроме названий и сроков обучения, широкой общественности до сих пор было непонятно. Тем временем новую систему планируют распространить на все высшие учебные заведения страны уже в 2026 году. Ректоры вузов — участников пилотного проекта по внедрению новой образовательной модели рассказали о её целях, преимуществах и проблемах.
Под запросы бизнеса
Одной из главных причин, по которой России потребовалась новая система высшего образования, ректоры единодушно назвали неудовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников.
«Не секрет, что последние лет пять и индустриальные партнёры, и ведущие учёные повсеместно, но аккуратно говорили: ребята приходят недоученные, не хватает определённой фундаментальной подготовки. А поскольку мы сейчас находимся в режиме форсированного марша, то у предприятий, особенно тех, которые несут определённую ответственность за процессы импортозамещения и наш технологический суверенитет, нет возможности заниматься „дообучением“. Или вот простой пример. Ранее в аспирантуру мог прийти абитуриент абсолютно другого профиля. Например, к одному из наших профессоров, доктору медицинских наук, пришёл писать диссертационное исследование педагог с прекрасным знанием английского, высокой мотивацией, но с отсутствием фундаментальных знаний по медицине. Так быть не должно», — говорит и. о. ректора БФУ им. Канта Максим Дёмин.
При этом просто увеличить срок обучения мало. Важно использовать новые, современные подходы.
«Сегодня экономика ждёт от нас не просто людей с хорошим базовым высшим образованием, а ждёт команды лидеров, которые смогут внедрять современные подходы в области математического моделирования, искусственного интеллекта и других. А это новые требования к системе образования: больше гибкости, упор на практику, больше вовлечённости студентов в сам процесс обучения, активное участие индустриальных партнёров», — считает ректор МАИ Михаил Погосян.
Индивидуальность и саморазвитие
Многие эксперты в образовании соглашаются: для современного высококлассного специалиста только интеллекта и эрудиции мало — университеты должны развивать софт-скилы. Новая система высшего образования должна это учитывать.
«Современные работодатели ждут от выпускников не только прочных профессиональных, теоретических и практических знаний, но и развитых гибких навыков. Они хотят, чтобы наши выпускники разбирались в архитектуре бизнеса, были активными пользователями цифрового мира, умели работать в команде… Кроме того, и у абитуриентов, и у студентов есть массовый запрос на персонифицированный подход. И это серьёзный вызов для вузов», — рассказала ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова. — «Молодой человек выбирает профессию в возрасте 16–18 лет, и не всегда этот выбор осознанный. Наша задача — дать ему возможность уточнить этот выбор, если необходимо. <...> У каждого студента есть конкурентное преимущество, свои сильные стороны. И очень важно их развить. Мы понимаем, что не все наши выпускники будут работать в научно-исследовательских группах, решать научные задачи. Но всё же считаем важным во время обучения погрузить в атмосферу научного поиска».
Университет в современном мире должен быть больше чем просто кузница кадров. Высшее образование должно помогать людям узнать свои сильные стороны, даже если они лежат вне изучаемых предметных дисциплин. Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков утверждает, что главная задача педагогического образования — позволить человеку раскрыть себя.
«Учитель — профессия творческая. Человек, поступив в педуниверситет, должен не только знать свой предмет. Он должен стремиться раскрыть свои таланты. Среди наших выпускников — замечательный поэт и автор песен Юрий Визбор, театральный режиссёр Пётр Фоменко».
<<Лидген для статьи>>
Высокие технологии
Ещё одна непростая задача, стоящая перед университетами, — успевать за развитием технического прогресса. А это означает, что вузам надо готовить специалистов в отраслях, которых пока даже не существует, но их появление — вопрос пары ближайших лет.
«Искусственный интеллект и цифровые технологии — именно здесь сегодня рождается 90% технологических решений. <...> Самое востребованное — системы поддержки принятия решений. Это создание цифровых помощников, например в медицине. Или возьмём журналистику или филологию: когда начали развиваться большие языковые модели (GigaChat, YandexGPT и прочие), все говорили, что это конец журналистики. Но мы видим, что это не так. Напротив, именно для филологии, лингвистики, журналистики сейчас открывается огромное поле и исследовательской, и практической деятельности, связанной с этими большими языковыми моделями. Формируется новый пласт культуры. И, конечно, сегодня в высшей степени актуально новое направление — этические и юридические вопросы использования искусственного интеллекта. Представьте: происходит авария с участием беспилотного автомобиля. Кто виноват? Разработчик автомобиля, разработчик софта, пешеход, попавший под колёса? С развитием ИИ и беспилотных систем отвечать на эти вопросы точно придётся», — объясняет Максим Дёмин.
Междисциплинарность
В новой реальности практически невозможно сохранять конкурентное преимущество на рынке труда, оставаясь узким специалистом. Большинство новых профессий лежат на стыке нескольких дисциплин. Высшее образование должно давать человеку широкий кругозор, гибкость ума и понимание, что важно постоянно учиться.
«Конечно, на пике всё, что связано с беспилотными системами. Но нужно готовить не отдельно проектировщиков, не отдельно производственников, не отдельно специалистов по сервису. Задача — готовить комплексных инженеров. Потому что уже на этапе проектирования мы должны понимать, сколько будет стоить это в производстве, какая будет стоимость поддержки эксплуатации того или иного продукта», — подчеркнул Михаил Погосян.
<<Блок перелинковки>>
Связь со школой
Все эксперты признают: изменить только образовательную модель в вузах мало. Необходимо менять подход к обучению в целом, начиная со школы, если не с детского сада.
«Всё упирается в современную школу. Атмосферу вовлечённости, мотивации невозможно создавать только в вузе, не опираясь на то, что делается в школе», — утверждает Алексей Лубков.
Если преподавателям приходится говорить: «Забудьте, чему вас учили в школе», а работодателям: «забудьте, чему учили в вузе», значит, система неэффективна и не имеет связи с реальностью. Поэтому сейчас так много разговоров о бесшовном обучении. Вузы могут и должны внести вклад в создание преемственности между ступенями образования, устраивая занятия для школьников.
«Некоторые наши исследователи начали вовлекать школы в проектную работу. Имея свои гранты и технологические проекты, „затягивать“ туда не только аспирантов, но и школьников. Чтобы хотя бы раз в неделю в течение полугода ребята к нам приходили, работали в лабораториях. Потому что такого оборудования, как в вузе, в школе, конечно, нет», — делится опытом Максим Дёмин.
Моральная зрелость
На вопрос, какая проблема в высшем образовании сейчас стоит острее всего, эксперты ответили примерно одинаково. Далеко не все абитуриенты, поступающие в вузы, понимают, чем они хотят заниматься и зачем вообще учатся. И если первый вопрос чиновники образовательной сферы надеются решить ранней профориентацией, то решением второго должна заниматься не только система образования в целом, но ещё шире — всё российское общество.
«Есть проблема, которую надо решать коллективно и тонко. <...> Работодатели ждут от нас „упакованного“ суперспециалиста, готового к сложным коммуникациям, социально ответственного, с определённой ценностной картиной мира. И университетам приходится не только менять учебный план самих программ, но и менять образовательную среду, отношения с работодателями и со школами. Было бы здорово придумать здесь какие-то ходы для „подкачки“ психологической, социальной зрелости, подготовки человека к его профессиональным отношениям в достаточно молодом возрасте», — комментирует директор Института образования Томского государственного университета Елена Суханова.
Заключение
Пока новая модель высшего образования существует на уровне общей концепции. Каждый вуз — участник проекта пробует разные подходы, выделяет приоритетными различные задачи и находит разные методы их решения. Будут ли сформированы единые стандарты к 2026 году — покажет время.
«Сейчас мы не можем определённо сказать, что вот эта предложенная модель самая точная, отвечающая всем нашим ожиданиям и решающая проблемы, о которых мы говорили ранее. А самое главное — тиражируемая. И ещё одно: если мы говорим про исследовательские магистратуры, аспирантуры, то на естественников и на гуманитариев одна и та же модель не проецируется вообще. Здесь ещё нужно работать», — подчеркнул Максим Дёмин.


Сдайте ЕГЭ на высокий балл
И поступите куда хочется, а не куда возьмут. Готовьтесь к экзаменам с Фоксфордом: каждый второй наш ученик сдаёт ЕГЭ на 80+ баллов
ПодробнееХочу поступить в лучший вуз!
Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее

