Автопроверка домашних заданий появится в России к 2030 году
Правительство РФ утвердило стратегию цифровой трансформации образования до 2030 года. В документе, помимо прочего, идёт речь об автоматизации проверки домашних заданий школьников при помощи искусственного интеллекта. Ранее это изменение анонсировал замглавы Минцифры РФ Олег Качанов.
Для этого министерство планирует создать типовую государственную систему на базе онлайн-платформы «Моя школа». Помимо автоматической проверки домашних работ она предоставит всем ученикам и их родителям равный доступ к «верифицированному цифровому образовательному контенту». Также с её помощью пользователи смогут автоматически подбирать школы для поступления и перевода, записываться на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и государственных итоговых аттестациях (ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ), а кроме того, получать онлайн документы об образовании и подавать их в колледжи и вузы.
Данное решение вызвало беспокойство у комитета Госдумы по просвещению. Ранее стало известно, что первый зампред комитета Яна Лантратова направила официальное письмо на имя министра просвещения РФ Сергея Кравцова с просьбой не внедрять автоматическую проверку домашних работ и предоставить официальный комментарий ведомства по этому вопросу. Против такого решения высказалась и глава комитета ГД по просвещению Ольга Казакова:
«Домашнее задание — это не только проверка цифр и букв, это также замечания учителя, которые выражают отношение и индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Индивидуальный подход невозможно заменить машиной».
Казакова заявила, что ждёт конкретных предложений о том, как именно ИИ поможет учителям освободить время от рутинной проверки домашних работ в пользу живого общения с учениками. Когда они появятся, депутаты будут готовы рассмотреть эту инициативу с опорой на мнения всех участников образовательного процесса.
В ответ в Минцифры заверили, что окончательное решение «будет приниматься только совместно с экспертами, педагогами и родителями», однако подробностей пока не раскрыли.
«Искусственный интеллект должен лишь помогать педагогу, выдавая предварительные результаты для принятия им окончательного решения. О переходе на полностью автоматическую проверку речи не идёт», — сообщает пресс-служба ведомства.
Никаких комментариев от представителей Минпросвещения РФ пока не поступало.
Преподавательское сообщество относится к новой инициативе настороженно.
«Во ФГИС „Моя школа“ можно сделать тест, который будет проверен автоматически, и даже оценки будут выставлены тоже „автоматом“. Другой вопрос — насколько это будет объективно. И, кроме того, мы прекрасно понимаем, что найдутся ИТ-гении, которые попробуют эту автоматическую систему переиграть. Поэтому таким способом нужно пользоваться ограниченно и достаточно осторожно. Проверку теста ещё можно доверить машине, а вот умение размышлять, креативность, творческие задания машина, скорее всего, не сможет проверить. Человека поймёт только человек», — выразил мнение учитель истории Дмитрий Лутовинов, обладатель премии «Учитель года — 2022».
Член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий напомнил, что цель домашней работы — не оценить знания учащегося, а понять, что вызывает у него трудности. Поэтому, убеждён он, предложение Минцифры «никакого отношения к реальным проблемам школы не имеет».
Ранее мы сообщали о результатах мониторинга общественного мнения по вопросу использования ИИ для проверки школьных домашних заданий. 52% опрошенных высказались за частичную проверку ДЗ компьютером.