Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что установленные Минпросвещения нормы предельной учебной нагрузки на школьников и максимальное время на выполнение домашних заданий не облегчили жизнь школьников, поскольку эти рекомендации не являются обязательными. А значит, к этому вопросу необходимо будет вернуться в ближайшее время.
«Исходя из этого, получается, что фактически ученик совокупно с небольшим отдыхом и с учётом дороги до школы и обратно около 12 часов должен отдавать себя учёбе. А где время на дополнительные занятия, секции, общение со сверстниками и семьёй?! При такой нагрузке его просто нет», — возмутился парламентарий.
По его мнению, чрезмерная нагрузка вредит развитию, здоровью и социализации школьников, а также приводит к тому, что дети выполняют домашние задания формально, не усваивая материал.
Ранее представители партии «Новые люди» предложили законопроект о замене классических домашних заданий на творческие, однако министр просвещения России Сергей Кравцов не поддержал инициативу.
Тем не менее на модернизации формата домашки настаивают члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). В представленном Советом докладе «Нагрузка на школьников: проблемы и решения» отмечается:
«Необходима серьёзная работа по модернизации содержания домашних заданий. В том числе следует принимать во внимание развитие современных информационных технологий (искусственного интеллекта и других)».
При этом авторы доклада раскритиковали «бесконтрольное внедрение информационных технологий» в учебный процесс. По их мнению, необходимо провести комплексную оценку влияния искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальностей и других достижений технического прогресса на развитие и здоровье школьников, выявить риски и разработать физиолого-гигиенические рекомендации для детей разного возраста.
«От цифровых заданий они [школьники] больше устают, но меньше усваивают, что приводит к дополнительной перегрузке», — считают в СПЧ.
В целом, по оценке докладчиков, учебная нагрузка на учеников уже с 5-го класса превышает максимальную продолжительность трудовой рабочей недели у взрослых (40 часов), а к старшим классам это превышение становится полуторакратным (55–56 часов в неделю).
Разработанное Минпросвещения поурочное планирование не учитывает регулярного проведения ВПР, олимпиад, субботников, праздничных мероприятий и т. д. — авторы доклада считают, что снижать нагрузку на школьников нужно за счёт этих мероприятий, а не сокращать время на освоение предметов. В докладе также предлагается определить «фундаментальное ядро» предметов, «формирующих мировоззрение» школьников, которое не должно подвергаться сокращению ни в коем случае.
Комментируя содержание современных учебников, в СПЧ отметили, что их качество по-прежнему невысоко. Особой критике подверглись постоянные переиздания учебной литературы, происходящие в последние годы.
«Байки о том, что что-то быстро меняется в нашем мире, что надо всё время издавать новые учебники, — это ложь», — заявил глава СПЧ Фадеев, указав, что изменения происходят в передовых областях науки, которые в школе не изучают.
Он призвал ответственных лиц «взять себя в руки и ясно сказать, что ничего в математике и геометрии не изменилось со времён Евклида», а потом выбрать лучшие учебники.
Доклад направлен в федеральное правительство, Госдуму и Совет Федерации, а также детскому омбудсмену, в Российскую академию образования (РАО) и ведущие вузы.