
Алёна Хромова,
сурдопедагог, дефектолог, педагог-психолог инклюзивного образования
Особенности обучения детей с нарушением слуха
Обучение детей с нарушенным слухом — это комплексный процесс. Он направлен на преодоление барьеров в восприятии информации и развитии коммуникации.
Основные трудности восприятия информации и общения
Ограниченный доступ к звуковой информации
Ребёнок не может фоново усваивать информацию, как это делают слышащие дети. Он не слышит разговоров вокруг, объяснений учителя, объявлений по школьному радио.
Трудности в устном общении
Нечёткое восприятие речи. Даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов (КИ) речь воспринимается искажённо.
Проблемы с произношением. Речь слабослышащего ребёнка невнятна, монотонна, содержит нарушения ритма и ударения из-за того, что он не может полноценно её контролировать.
Сложности понимания. Слуховые аппараты усиливают все звуки одновременно, что делает практически невозможным разборчивое восприятие речи одного человека.
Трудности в социальной интеграции
Ребёнку сложно включиться в спонтанные игры и коллективные обсуждения. Это приводит к изоляции, чувству одиночества и неуверенности в себе.
Зависимость от визуального контакта
Для понимания обращённой речи ребёнку необходим постоянный зрительный контакт с говорящим, если он читает по губам или общается жестами. Если учитель поворачивается спиной или говорит в сторону, информация теряется.
В садиках и школах детей не учат жестовому языку. Задача педагогов — научить ребёнка говорить, слышать остаточным слухом и читать по губам. Жестовому языку ребята легко обучаются между собой: те, кто из глухих семей, с детства говорят руками, а те, кто из слышащих, быстро схватывают информацию.
Как нарушение слуха влияет на развитие речи и мышления
Ещё Лев Семёнович Выготский — советский психолог и педагог — в своей книге «Мышление и речь» описал взаимосвязь этих двух высших психических функций.
Влияние на развитие речи
-
Отсутствие или искажение речевого подражания. Ребёнок не слышит образцов речи, поэтому не может спонтанно начать говорить. Без специального обучения речь не формируется.
-
Ограниченный словарный запас. Слова усваиваются не естественным путём, а через специальное заучивание. Это замедляет процесс и делает его менее гибким.
-
Нарушение грамматического строя речи. Слабослышащие дети часто пропускают предлоги, окончания, неправильно строят предложения, так как не улавливают эти тонкости на слух.
-
Трудности понимания переносного смысла и абстрактных понятий. Например: «присядем на дорожку», «насыпать на глаз», «счастье», «дружба», «время» сложны для понимания, так как не имеют зрительного образа.
Влияние на развитие мышления
-
Задержка развития словесно-логического мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез и обобщение — в норме опираются на внутреннюю речь. При её отсутствии или недоразвитии страдает способность к абстрактному мышлению.
-
Преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Дети мыслят конкретными образами и действиями, что затрудняет изучение предметов, требующих абстракции. Например, математики, физики и литературы.
-
Трудности с обобщением и классификацией. Без богатого словарного запаса и понимания категорий группировать предметы и явления сложно.
Индивидуальный подход — ключ к успешному обучению
Универсальных методик не существует. Успех зависит от выстроенной индивидуальной траектории, учитывающей:
-
Степень и характер потери слуха. Один ребёнок может хорошо воспринимать низкочастотные звуки с аппаратом, другой — не слышать ничего даже с мощной техникой.
-
Возраст потери слуха. Если ребёнок потерял слух после того, как речь начала формироваться, его потенциал для развития устной речи значительно выше.
-
Уровень развития речи и языка. Уровень развития речи и языка определяется тем, сколько всего освоил ребёнок: владеет ли он устной речью, жестовым языком и дактилем — пальцевой азбукой.
-
Наличие и эффективность технических средств реабилитации. Слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и отсутствие аппаратуры — это разные подходы к обучению ребёнка.
-
Индивидуальные особенности ребёнка. Например, его память, внимание, интеллект и мотивацию.
-
Образовательный маршрут. Это может быть инклюзивный класс в обычной школе, класс в специализированной школе, онлайн-формат или семейное обучение.
Задачи родителей в процессе обучения
-
Раннее вмешательство и постоянная поддержка. Как можно раньше провести диагностику и начать реабилитацию. А также принять нарушение слуха у ребёнка и активно включиться в процесс его обучения и развития.
-
Ежедневная работа по развитию речи и общения. Создавать насыщенную речевую среду дома: комментировать действия, много разговаривать с ребёнком, читать книги и обсуждать картинки. Стимулировать ребёнка к общению, терпеливо и бережно исправлять ошибки в речи.
-
Создание доступной информационной среды. Располагать ребёнка так, чтобы он хорошо видел лица родителей. Использовать визуальную поддержку: схемы, графики, презентации и предметы. Дублировать устные инструкции письменно или графически.
-
Сотрудничество со специалистами. Тесно взаимодействовать с сурдопедагогом или логопедом, дефектологом, учителями, выполнять их рекомендации дома.
-
Эмоциональная поддержка и воспитание уверенности. Формировать у ребёнка адекватную самооценку, хвалить за успехи. Помогать ему преодолевать трудности и не бояться ошибок.
-
Формирование благоприятного социально-психологического климата. Поощрять взаимодействие и сотрудничество, а также помогать ребёнку налаживать контакты со сверстниками.
Главное — любить и принимать ребёнка таким, какой он есть, веря в его силы и потенциал. Глухой или слабослышащий ребёнок не хуже своих сверстников. Он по-другому воспринимает информацию.
Методы и методики обучения детей с нарушением слуха
Верботональный метод
Формирует устную речь, приближенную к естественной по ритму и интонации, используя визуальный, аудиальный и кинестетический каналы.
Как применяется
Слушать через вибрацию. Ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к горлу говорящего или внутреннюю часть ладони к специальной вибрирующей поверхности, чтобы почувствовать ритм, интонацию и длительность звуков.
Развивать остаточный слух. Используются звукоусиливающие аппараты, которые позволяют воспринимать компоненты речи.
Применять музыку и движение. Занятия часто проходят в игровой форме с использованием музыки, ритмических упражнений и танцев, что делает процесс естественным и увлекательным.
Чтение по губам и дактильная речь
Использует визуальные составляющие для передачи информации.
Как применяется
Чтение с губ. Ребёнка учат распознавать звуки и слова по артикуляции губ, языка и мимике говорящего. Многие звуки внешне похожи и требуют от ребёнка высокой концентрации. Этот навык необходим для общения с людьми, не владеющими жестовым языком.
Дактильная речь (дактиль). Ребёнок использует ручную азбуку, где каждая буква алфавита соответствует определённому положению пальцев. Способ дополняет устную речь, показывая окончания, предлоги или трудные для чтения с губ слова.
Метод слухозрительного восприятия
Использует слуховой и зрительный каналы одновременно. Нужно развить остаточный слух и интегрировать его со зрением для наиболее полного и точного восприятия устной речи.
Как применяется
Собеседник говорит чётко и естественно, чтобы ребёнок мог видеть его артикуляцию.
Ребёнок слушает речь через аппарат или имплантат, стараясь одновременно использовать и слух, и зрение.
Постепенно можно на короткое время прикрывать рот рукой, тренируя ребёнка полагаться на свой слух.
Методика тотальной коммуникации
Использует все доступные средства общения одновременно для передачи и получения информации. Важно убрать барьеры в общении и обеспечить полное понимание, не ограничиваясь одним каналом.
Как применяется
В общении с ребёнком взрослый говорит и одновременно показывает жест, при необходимости дактилирует ключевое слово.
Применение ИКТ и интерактивных технологий
Использует цифровые технологии для создания адаптированной образовательной среды.
Как применяется
Использовать специализированное ПО. Применяются программы для развития слухового восприятия, где ребёнок учится различать звуки по длительности, высоте и громкости через визуальные образы.
Включить интерактивные доски и планшеты. Они позволяют создавать динамичные задания, перемещать объекты, подписывать картинки, что делает урок наглядным и вовлекающим.
Применять онлайн-платформы и приложения. Они используются для доступа к учебным материалам, видео с субтитрами и словарям жестового языка.
Визуальные и тактильные материалы
Создают прочные зрительные образы понятий, слов и букв. Это основа для формирования речи, чтения и письма.
Как применяется
Визуальные материалы. Картинки, схемы, таблицы и пиктограммы используются для введения новой лексики, объяснения грамматических правил, построения плана рассказа; предметные и сюжетные картинки — для развития связной речи и логического мышления.
Тактильные материалы. Используются буквы из разных материалов, тактильные игры и рельефы.
Обучение глухих и слабослышащих детей в разных условиях
Выбор образовательной среды для глухого или слабослышащего ребёнка важен для его развития, социализации и будущей успешной интеграции в общество. Рассмотрим подробно каждый из вариантов, их плюсы, минусы и условия эффективности.
Инклюзивное обучение в обычной школе
Это модель, при которой ребёнок с нарушением слуха учится в одном классе со слышащими сверстниками.
Кому подходит
В первую очередь слабослышащим детям с хорошо развитой речью и навыками коммуникации, а также детям с кохлеарными имплантами, которые прошли качественную слухоречевую реабилитацию. Обязательно наличие в школе ресурсной базы и подготовленных кадров.
|
Плюсы |
Минусы |
|
Социализация: ребёнок с ранних лет учится жить в обществе, общаться со слышащими людьми |
Высокие требования к организации: без создания специальных условий инклюзия превращается в проформу и приводит к изоляции ребёнка |
|
Разнообразие социальных ролей: ребёнок учится выстраивать отношения не только в узком кругу детей с аналогичными особенностями |
Необходимость сопровождения: требуется помощь сурдопедагога, дефектолога, психолога, а также техническое оснащение |
|
Высокая академическая планка: при должной поддержке ребёнок может осваивать программу наравне со всеми, что мотивирует его к развитию |
Риск одиночества и буллинга: ребёнок может чувствовать себя белой вороной, стать объектом насмешек из-за особенностей речи или использования слухового аппарата или кохлеарного имплантата |
|
Формирование толерантности у окружающих: слышащие дети учатся принимать и понимать тех, кто от них отличается |
Повышенная нагрузка на ребёнка: необходимо постоянно читать информацию с губ, что приводит к быстрому утомлению |
Специализированные школы
Это отдельные образовательные учреждения, созданные специально для глухих и слабослышащих детей. Раньше имели статус «коррекционные школы I–II вида», но позже от него отказались.
Кому подходит
Глухим, детям с комплексными нарушениями слуха и интеллекта или психического развития; детям, которые не смогли адаптироваться в инклюзивной среде.
|
Плюсы |
Минусы |
|
Специализированная среда: все педагоги владеют дактилем и методиками обучения детей с нарушением слуха |
Социальная изоляция от широкого общества: ребёнок растёт в комфортных условиях и может испытывать трудности при переходе в обычный колледж или вуз, а также при трудоустройстве |
|
Адаптированная программа: учебный план и методы преподавания учитывают особенности восприятия информации |
Жизнь в интернате: часто школы-интернаты предполагают проживание, что означает разлуку с семьёй на неделю. Это может быть психологически тяжело |
|
Комфортная социальная среда: ребёнок находится среди сверстников с похожими особенностями, что снижает риск изоляции и формирует чувство принадлежности к сообществу |
Специализированные школы часто бывают интернатного типа, так как обычно такое учреждение одно на город или даже область.
Индивидуальное обучение на дому
Ребёнок учится один на один с учителем, который приходит на дом или занимается с ним дистанционно.
Кому подходит
Как временная или вынужденная мера для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития или в период обострения хронических заболеваний. Глухих детей могут попросить перейти на надомное обучение, если в области нет специализированной школы.
|
Плюсы |
Минусы |
|
Индивидуальный подход: программа и темп обучения подстраиваются под возможности и потребности ребёнка |
Полная социальная изоляция: ребёнок лишён контактов со сверстниками, не приобретает навыков командной работы, решения конфликтов |
|
Комфортная и безопасная обстановка: отсутствие стресса, связанного с нахождением в большом коллективе |
Ограниченность образовательной среды: нет лабораторий, спортивных залов, библиотек и кружков |
|
Высокая нагрузка на родителей: они вынуждены брать на себя роль организаторов процесса и часто ассистентов |
|
|
Отсутствие мотивации к конкуренции: учиться одному может быть скучно, нет примера других детей |
Семейное обучение (СО)
Это форма получения образования, при которой ответственность за освоение школьной программы до девятого класса лежит на родителях, а после — на подростке. Ребёнок прикреплён к школе для прохождения обязательных аттестаций, но учится вне её стен. Это не то же самое, что индивидуальное обучение на дому, которое организуется школой по медицинским показаниям.
На СО родителям не обязательно обучать ребёнка самостоятельно. Они могут выбрать онлайн-школу. Например, в Домашней школе Фоксфорда занимаются дети с 1-го по 11-й классы в разных форматах: от полной замены школы до дополнения к очной учёбе.
Кому подходит
Семьям, где родитель готов взять на себя роль организатора обучения в онлайн-школе или тьютора при самостоятельном обучении.
Детям, для которых другие формы не сработали. Например, при негативном опыте в инклюзивной школе или при отсутствии поблизости хорошей специализированной школы.
Может быть основным вариантом для детей в отдалённых регионах, где нет нужных специалистов.
|
Плюсы |
Минусы |
|
Гибкость и индивидуальность: возможность полностью выстроить учебный процесс под потребности, интересы и биоритмы ребёнка |
Высокая ответственность и нагрузка на родителей: организация процесса, поиск ресурсов, мотивация ребёнка и постоянное сопровождение ложатся на семью |
|
Создание идеальной слухоречевой среды: родители могут контролировать акустику помещения, использовать вспомогательное оборудование, избегая шумных школьных классов |
Высокий риск социальной изоляции: необходимо создавать для ребёнка социальное окружение. Без этого он лишается опыта общения со сверстниками, работы в команде и решения конфликтов |
|
Снижение психоэмоциональной нагрузки: отсутствие стресса от необходимости постоянно считывать информацию в шумной обстановке, опасаться буллинга или чувствовать свою непохожесть на других |
Сложности с объективной оценкой знаний: родителям трудно объективно оценить прогресс ребёнка |
|
Свобода выбора программ и репетиторов: родители могут привлекать лучших сурдопедагогов и предметников, в том числе в онлайн-формате |
Финансовые затраты: привлечение квалифицированных специалистов, покупка учебных материалов и платных онлайн-курсов |
Условия, необходимые для успешного обучения ребёнка с нарушением слуха
Медико-технические и абилитационные условия
Это основа, без которой все остальные усилия будут менее эффективны.
Раннее вмешательство и постоянное слухопротезирование
-
Своевременная диагностика. Чем раньше выявлено нарушение слуха, тем проще скорректировать последствия.
-
Правильно подобранные и настроенные слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты. Это не разовая покупка, а постоянный процесс настройки и замены батареек и деталей.
-
Постоянное использование. Аппараты или КИ должны быть на ребёнке всё время бодрствования. Без этого не будет формироваться слухоречевая память.
Акустически комфортная среда
-
Акустическая обработка помещений. Ковры, мягкие панели на стенах, потолочные плиты — всё, что поглощает шум и эхо, мешающие восприятию речи.
-
Специальное оборудование. Можно использовать FM-системы — это беспроводные микрофоны, которые учитель или родитель носит на себе, а сигнал передаётся прямо на слуховой аппарат или имплантат ребёнка. Это позволяет убрать фоновый шум и расстояние между взрослым и малышом.
Систематические занятия со специалистами
-
Сурдопедагог. Ключевой специалист, который занимается развитием слухового восприятия и речи, работает над правильным звукопроизношением, грамматическим строем и расширением словарного запаса.
-
Дефектолог или психолог. Помогает развивать мышление, память, внимание и решать социально-эмоциональные трудности.
Психолого-педагогические условия
Эти условия обеспечивают доступ к содержанию образования.
Индивидуальный подход и адаптация программы
-
Индивидуальная образовательная программа. Документ, который определяет особые образовательные потребности ребёнка, цели, методы и критерии оценки.
-
Адаптированные учебные материалы. Схемы, таблицы, картинки, предварительное объяснение новой лексики, дробление сложных заданий на простые шаги.
Компетентность и готовность педагогов
Педагоги и родители должны понимать особенности слухоречевого восприятия и владеть базовыми приёмами работы: говорить чётко, стоять лицом к ребёнку, не закрывая лица, дублировать устные задания письменно, проверять, правильно ли ребёнок понял инструкцию.
Развитие коммуникации и речи
Взрослые должны комментировать свои действия, много и качественно общаться с ребёнком, даже если он не всегда может полноценно ответить.
Социальные и эмоциональные условия
Эти условия обеспечивают психологическое благополучие и мотивацию к учёбе.
Принятие и поддержка в семье
Родители — главные адвокаты и мотиваторы своего ребёнка. Важно принимать его особенность, верить в его силы и создавать дома атмосферу любви и доброты.
Инклюзивная среда в коллективе
-
Просвещение учителей и одноклассников. Родитель объясняет педагогам в обычной школе, а учителя — детям, что такое нарушение слуха, как общаться со слабослышащим ребёнком, почему он носит аппараты или КИ. Это предотвращает буллинг и рождает желание помочь.
-
Помощь тьютора или наставника. Он поможет ребёнку на уроках и во внеурочной деятельности.
Развитие социальных связей и самооценки
Необходимо помогать ребёнку формировать позитивную самоидентификацию. Он человек с одной особенностью, который может добиться успеха, используя доступные ему средства и технологии.
Организационные условия
Это условия, которые создаются на уровне школы и системы.
-
Выбор образовательного маршрута и его гибкость. Подбор модели образования должен быть осознанным и может меняться в зависимости от этапа развития ребёнка.
-
Взаимодействие между всеми участниками процесса. Регулярное общение родителей, сурдопедагога, классного руководителя, предметников и школьного психолога для выработки единой стратегии.
-
Доступность внеурочной деятельности. Кружки, проектная деятельность, экскурсии должны быть также адаптированы для участия в них ребёнка с нарушением слуха.
Вместо заключения
Успех достигается созданием целостной поддерживающей экосистемы, где медицинская помощь, технические средства, квалифицированные педагоги, принимающее общество и любящая семья работают как единое целое, ориентируясь на потребности и потенциал конкретного ребёнка.



