<<Лид>>
Сразу скажем: универсального решения не существует. Невозможно предугадать, пойдут ли ребёнку на пользу дальнейшие занятия или станут источником стресса. Тем более нельзя спрогнозировать, оценит ли ребёнок ваше решение в будущем. Бывает, что спустя годы дети благодарят родителей за настойчивость. А бывает — наоборот, вспоминают с обидой, что их заставляли или, наоборот, слишком рано позволили всё бросить.
Поэтому принимать решение лучше не «на вырост», а опираясь на факторы, которые актуальны здесь и сейчас. И прежде всего нужно понять, почему ребёнок решил бросить занятия.
Далеко не всегда школьник может сам понять причину. Обычно в ход идут такие аргументы: надоело, разонравилось, больше неинтересно. Необходимо понять, что стоит за нежеланием ребёнка заниматься. Мы собрали несколько частых причин, с которых можно начать размышление.
Что стоит за внезапной потерей интереса
Ребёнку просто разонравилось, и это нормально. С 7 до 10 лет — возраст самого активного поиска себя. Вот юный исследователь увлёкся археологией, а уже через месяц мечтает стать чемпионом мира по плаванию, главное, дать попробовать себя. В это время взрослым бывает трудно уследить за сменой интересов ребёнка — так быстро она происходит. Но если ребёнок решил бросить занятия, на которые с удовольствием ходил долгое время, возможно, дела обстоят сложнее.
Что делать? Иногда дети теряют интерес, потому что не чувствуют поддержки. Поговорите с ребёнком о его занятиях — что там сейчас происходит? Что изменилось за последнее время? Интересуйтесь успехами ребёнка, предложите продемонстрировать то, чему он научился. Хвалите за новые успехи. Возможно, ваша обратная связь вдохновит ребёнка продолжать заниматься.
<<Лидген для статьи>>
Становится слишком много нагрузки
С каждым следующим классом увеличивается количество уроков и объём домашних заданий. Нужно всерьёз готовиться к контрольным, участвовать во внеклассных мероприятиях, помогать родителям по дому и при этом ещё успевать отдыхать и иногда развлекаться. В таких условиях на посещение секции или кружка, особенно если их несколько, просто не остаётся сил.
Что делать? Чтобы исключить фактор усталости, лучше принимать окончательное решение не в конце учебного года, а перед началом следующего. Если желание бросить кружок появляется в середине учебного года, стоит сначала помочь ребёнку расставить приоритеты. Грамотное распределение времени обычно решает проблему учебных завалов — попробуйте научить ребёнка тайм-менеджменту. Например, рекомендуется планировать дополнительные занятия на те дни, когда в школе меньше всего уроков. Но если нагрузка действительно большая, от каких-то занятий всё же стоит отказаться. Какими бы впечатляющими ни были результаты, они не оправдают эмоциональное выгорание ребёнка.
Когда не получается — и хочется всё бросить
До сих пор ребёнку легко удавалось выполнять все требования преподавателя, что он с удовольствием и делал. Но вот перед ним возникла задача, которая оказывается сложнее обычного — требует терпения, времени, серьёзного усилия. Радость от занятий уходит, они превращаются в рутину и больше не приносят удовольствия. Важно помнить: многие увлечения не просто занимают свободное время, а формируют навыки, которые могут повлиять на будущий выбор профессии. Поэтому одномоментно отказываться от них — не всегда лучшее решение, особенно если интерес к занятию сохраняется.
Что делать? Если причина именно в том, что стало сложно, стоит поддержать ребёнка. Это важная точка роста, не стоит отступать при первых же трудностях. Да, не всё в жизни даётся легко, и это нормально. Ничто так не укрепляет самооценку, не делает нас сильнее и не даёт такого удовлетворения, как достижение цели, ради которой пришлось выложиться на все сто. Чтобы адаптироваться к новым вызовам, ребёнку необходим такой опыт.
<<Блок перелинковки>>
Конфликт с педагогом или в группе
Конфликты в подростковой среде — скорее норма: взросление без них не обходится. Но если они становятся причиной, по которой ребёнок решает бросить дополнительные занятия, стоит вмешаться. Постарайтесь разобраться в случившемся: поговорите с ребёнком, с преподавателем, если необходимо, с родителями других ребят и выясните, как можно решить проблему. Главное — всегда оставаться на стороне ребёнка, чтобы он чувствовал вашу защиту и поддержку.
Что делать? Всё зависит от сложности ситуации. Если после урегулирования конфликта ребёнок согласится продолжать — всё отлично. Но если вы столкнулись с травлей или неадекватными действиями преподавателя — возможно, ребёнку стоит заниматься в другом месте. Может случиться и так, что теперь занятия будут вызывать у ребёнка слишком неприятные воспоминания — в таком случае заставлять его продолжать будет жестоко.
Попробуйте обсудить
- Не появились ли конфликты с преподавателем или другими детьми?
- Нет ли случаев насмешек и несправедливой критики?
- Чувствует ли ребёнок себя в безопасности и поддержке?
Если кружок выбрали за ребёнка
Иногда причина отказа от занятий проста: ребёнок с самого начала не хотел туда ходить. Он пошёл потому, что это было маминым желанием, семейной традицией или «так делают все друзья». Наверняка у вас есть знакомые, которых родители в своё время «отдали» в музыкальную школу, и с тех пор они никогда не подходили к инструменту, а слово сольфеджио вызывает у них неприятные ощущения. Стоило ли тратить восемь лет жизни на обучение тому, что не было нужно? Конечно нет. Или всё-таки да?
Вот один из реальных примеров: мальчик ненавидел музыкалку всей душой и наконец бросил её в 8-м классе. В 27 лет, после двух неоконченных вузов, он осознал, что музыка — его призвание, получил высшее музыкальное образование и успешно работает по специальности — участвует в концертах, пишет аранжировки и даёт уроки игры. Но это уже был его собственный осознанный выбор.
Что делать? Какие бы занятия ни посещал ваш ребёнок, он должен понимать, зачем ему это, и получать от них удовольствие. Важно не то, сколько времени уже вложено, а то, зачем это сейчас. Если ребёнок не понимает смысла занятий, не получает удовольствия и не чувствует собственной вовлечённости, лучше не настаивать. Позвольте ребёнку заниматься тем, что нравится ему, даже если вам эти занятия не кажутся чем-то стоящим. Даже если он объективно талантлив в совсем другой сфере — например, восхитительно рисует, но хочет стать боксёром. Он имеет право на собственные мечты и амбиции.