Сразу скажем: универсального решения не существует. Невозможно предугадать, пойдут ли ребёнку на пользу дальнейшие занятия или станут источником стресса. Тем более нельзя спрогнозировать, оценит ли ребёнок ваше решение в будущем. Бывает, что спустя годы дети благодарят родителей за настойчивость. А бывает — наоборот, вспоминают с обидой, что их заставляли или, наоборот, слишком рано позволили всё бросить.
Поэтому принимать решение лучше не «на вырост», а опираясь на факторы, которые актуальны здесь и сейчас. И прежде всего нужно понять, почему ребёнок решил бросить занятия.
Далеко не всегда школьник может сам понять причину. Обычно в ход идут такие аргументы: надоело, разонравилось, больше неинтересно. Необходимо понять, что стоит за нежеланием ребёнка заниматься. Мы собрали несколько частых причин, с которых можно начать размышление.
Что стоит за внезапной потерей интереса
Ребёнку просто разонравилось, и это нормально. С 7 до 10 лет — возраст самого активного поиска себя. Вот юный исследователь увлёкся археологией, а уже через месяц мечтает стать чемпионом мира по плаванию, главное, дать попробовать себя. В это время взрослым бывает трудно уследить за сменой интересов ребёнка — так быстро она происходит. Но если ребёнок решил бросить занятия, на которые с удовольствием ходил долгое время, возможно, дела обстоят сложнее.
Что делать? Иногда дети теряют интерес, потому что не чувствуют поддержки. Поговорите с ребёнком о его занятиях — что там сейчас происходит? Что изменилось за последнее время? Интересуйтесь успехами ребёнка, предложите продемонстрировать то, чему он научился. Хвалите за новые успехи. Возможно, ваша обратная связь вдохновит ребёнка продолжать заниматься.
Становится слишком много нагрузки
С каждым следующим классом увеличивается количество уроков и объём домашних заданий. Нужно всерьёз готовиться к контрольным, участвовать во внеклассных мероприятиях, помогать родителям по дому и при этом ещё успевать отдыхать и иногда развлекаться. В таких условиях на посещение секции или кружка, особенно если их несколько, просто не остаётся сил.
Что делать? Чтобы исключить фактор усталости, лучше принимать окончательное решение не в конце учебного года, а перед началом следующего. Если желание бросить кружок появляется в середине учебного года, стоит сначала помочь ребёнку расставить приоритеты. Грамотное распределение времени обычно решает проблему учебных завалов — попробуйте научить ребёнка тайм-менеджменту. Например, рекомендуется планировать дополнительные занятия на те дни, когда в школе меньше всего уроков. Но если нагрузка действительно большая, от каких-то занятий всё же стоит отказаться. Какими бы впечатляющими ни были результаты, они не оправдают эмоциональное выгорание ребёнка.
Когда не получается — и хочется всё бросить
До сих пор ребёнку легко удавалось выполнять все требования преподавателя, что он с удовольствием и делал. Но вот перед ним возникла задача, которая оказывается сложнее обычного — требует терпения, времени, серьёзного усилия. Радость от занятий уходит, они превращаются в рутину и больше не приносят удовольствия. Важно помнить: многие увлечения не просто занимают свободное время, а формируют навыки, которые могут повлиять на будущий выбор профессии. Поэтому одномоментно отказываться от них — не всегда лучшее решение, особенно если интерес к занятию сохраняется.
Что делать? Если причина именно в том, что стало сложно, стоит поддержать ребёнка. Это важная точка роста, не стоит отступать при первых же трудностях. Да, не всё в жизни даётся легко, и это нормально. Ничто так не укрепляет самооценку, не делает нас сильнее и не даёт такого удовлетворения, как достижение цели, ради которой пришлось выложиться на все сто. Чтобы адаптироваться к новым вызовам, ребёнку необходим такой опыт.
Конфликт с педагогом или в группе
Конфликты в подростковой среде — скорее норма: взросление без них не обходится. Но если они становятся причиной, по которой ребёнок решает бросить дополнительные занятия, стоит вмешаться. Постарайтесь разобраться в случившемся: поговорите с ребёнком, с преподавателем, если необходимо, с родителями других ребят и выясните, как можно решить проблему. Главное — всегда оставаться на стороне ребёнка, чтобы он чувствовал вашу защиту и поддержку.
Что делать? Всё зависит от сложности ситуации. Если после урегулирования конфликта ребёнок согласится продолжать — всё отлично. Но если вы столкнулись с травлей или неадекватными действиями преподавателя — возможно, ребёнку стоит заниматься в другом месте. Может случиться и так, что теперь занятия будут вызывать у ребёнка слишком неприятные воспоминания — в таком случае заставлять его продолжать будет жестоко.
Попробуйте обсудить
- Не появились ли конфликты с преподавателем или другими детьми?
- Нет ли случаев насмешек и несправедливой критики?
- Чувствует ли ребёнок себя в безопасности и поддержке?
Если кружок выбрали за ребёнка
Иногда причина отказа от занятий проста: ребёнок с самого начала не хотел туда ходить. Он пошёл потому, что это было маминым желанием, семейной традицией или «так делают все друзья». Наверняка у вас есть знакомые, которых родители в своё время «отдали» в музыкальную школу, и с тех пор они никогда не подходили к инструменту, а слово сольфеджио вызывает у них неприятные ощущения. Стоило ли тратить восемь лет жизни на обучение тому, что не было нужно? Конечно нет. Или всё-таки да?
Вот один из реальных примеров: мальчик ненавидел музыкалку всей душой и наконец бросил её в 8-м классе. В 27 лет, после двух неоконченных вузов, он осознал, что музыка — его призвание, получил высшее музыкальное образование и успешно работает по специальности — участвует в концертах, пишет аранжировки и даёт уроки игры. Но это уже был его собственный осознанный выбор.
Что делать? Какие бы занятия ни посещал ваш ребёнок, он должен понимать, зачем ему это, и получать от них удовольствие. Важно не то, сколько времени уже вложено, а то, зачем это сейчас. Если ребёнок не понимает смысла занятий, не получает удовольствия и не чувствует собственной вовлечённости, лучше не настаивать. Позвольте ребёнку заниматься тем, что нравится ему, даже если вам эти занятия не кажутся чем-то стоящим. Даже если он объективно талантлив в совсем другой сфере — например, восхитительно рисует, но хочет стать боксёром. Он имеет право на собственные мечты и амбиции.