<<Лид>>
Что такое проектная деятельность в школе
Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.
Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.
Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).
Кто участвует в проектной деятельности
В проекте есть три типа участников:
- школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
- педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
- родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.
Виды проектной деятельности в школе
По методу деятельности проекты могут быть:
- творческими,
- игровыми,
- информационными,
- предметно-ориентированными,
- исследовательскими.
По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).
<<Лидген для статьи>>
Цели и результаты проектной деятельности в школе
Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:
- Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
- Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.
В чём ценность проектной деятельности детей в школе
Ответы на вопросы
В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.
Поиск проблем и постановка целей
В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.
Развитие soft skills
Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.
Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.
Профориентация
Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.
Структурность
Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.
Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ
Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:
- ФГОС начального общего образования (НОО).
- ФГОС основного общего образования (ООО).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).
Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.
В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.
Что запомнить
1. Проектная деятельность — формат дополнительных активностей в школе, который ограничен во времени и имеет свои цели и результаты.
2. В проектах участвуют и школьники, и преподаватели, и родители учеников.
3. Проекты в школе могут быть исследовательскими, игровыми, творческими, информационными или образовательными.
4. В проектах можно участвовать как индивидуально, так и в группе (в зависимости от цели и формата проекта).
5. Проектная деятельность в школах регламентируется нормативными документами и обязательно включена в работу педагогов, урочную и внеурочную деятельность.