<<Лид>>
Мы уже писали о творческом мышлении: оно помогает добиться успехов в учёбе и работе. Однако это ещё не всё! Даже простое применение творческих техник бывает полезно в повседневных школьных делах. Рассмотрим, что можно сделать с помощью творчества.
1. Разгрузить мозг
Во время решения математических задач активно работает островковая доля коры головного мозга, во время рассуждения и обоснования — лобная и височные области. Чтобы устроить мозгу передышку, полезно заняться художественным творчеством или танцами. В процессе рисования и лепки задействуются области, ответственные за ориентацию в пространстве, визуальное восприятие и тонкую моторику. Если двигаться в такт музыке, активизируются теменная доля и мозжечок.
2. Решить трудную задачу
Креативное мышление помогает найти выход из нестандартной ситуации или решить задачу повышенной сложности. Специальные техники помогают настроиться на творческую волну и начать генерировать оригинальные идеи.
Профессор Гарвардского университета С. Косслина предлагает работать с существующими ограничениями задачи или придумывать собственные. Нужно найти не менее трёх способов превратить ограничения в подспорье, модернизировать или устранить помеху иным способом. Если ограничения заданы условиями задачи, следует представить, что их нет и рассмотреть, как это влияет на задачу.
3. Найти подход к людям
Отношения со сверстниками и учителями иногда представляют собой непростую задачу. Чтобы наладить контакт или повлиять на человека, приходится проявлять изобретательность. В ситуации общения стоит попробовать методы идеального конечного результата (ИКР) и эмпатии.
Карта эмпатии
Способность к эмпатии позволяет чувствовать эмоциональное состояние других людей. Карту эмпатии придумал дизайнер и предприниматель Дэйв Грэй. Чтобы составить карту для конкретного человека или группы людей, нужно вписать на лист бумаги ответы на вопросы:
- Кто эти люди и какова их роль в ситуации?
- Чего они хотят, каковы их цели?
- Что они видят, на чьё мнение ориентируются, чем увлекаются?
- Что, кому и для чего они говорят?
- Чем они занимаются каждый день или иногда?
- Что они слышат от других людей, от друзей, какие слухи им передают?
- Чего они боятся, о чём тревожатся, о чём мечтают и на что надеются?
Такой анализ даёт подробную картину мира других людей, позволяет лучше учитывать их потребности в межличностном общении и достигать собственных целей.
Метод ИКР
ИКР — идеальный конечный результат. Чтобы его достичь, нужно записать формулировку задачи и мысленно настроиться на успешное решение. Задачу следует разделить на части и сформулировать идеальный результат для каждой из них. Затем нужно изучить имеющиеся ресурсы и выбрать, как наиболее эффективно применить их для решения задачи.
4. Выплеснуть эмоции
Выражать сильные эмоции необходимо, чтобы избежать нервного перенапряжения и срыва. Избыток психической энергии можно направить в конструктивное русло: расчеркать лист, написать песню, сколотить скворечник — к чему душа лежит. Интуитивное творчество помогает справиться с эмоциональной нагрузкой — этот принцип лежит в основе арт-терапии.
<<Лидген для статьи>>
Согласно медицинским исследованиям, даже тяжелобольным людям творческие практики быстро помогают справиться с болью и гнетущими мыслями. Особенно эффективны рисование и написание текстов, в том числе поэтических.
Не нужно ждать серьёзных волнений, чтобы начать творить. В процессе неторопливого созидания человек обычно входит в состояние «потока» — это похоже на медитацию и полезно для психики. В такие минуты уровень гормона стресса понижается, а способность к концентрации, напротив, возрастает.
5. Справиться с рутиной
Согласно исследованию доктора Ф. Ласкина из Стэнфордского университета, человек обдумывает до 60 тысяч мыслей каждый день, и большая часть из них ежедневно повторяется. Привычные маршруты, уроки по расписанию и однообразные домашние дела порой нагоняют тоску. В такой ситуации следует ударить креативом по унылым будням.
Творчество бывает разным, а разорвать привычные шаблоны мышления поможет смена стиля одежды или перестановка в комнате. Джинсы, свитшот и рюкзак для нового образа можно позаимствовать у друзей. Если передвигать мебель не вариант, можно поменять местами одежду, учебные принадлежности и книги на полках: первое время будет непривычно, зато извилины активизируются.
Рисование и рукоделие тоже актуальны: если расписать стену, приготовить пиццу по новому рецепту или научиться вязать крючком, настроение поднимется, а в голове появятся новые идеи.
6. Обрести уверенность
Одного часа творчества достаточно, чтобы поверить в свои силы. Исследователи Колледжа медицинских профессий Филадельфии, США, обнаружили положительное влияние свободного рисования на испытуемых независимо от пола и возраста.
Творчество с целью релаксации приносит удовлетворение и положительные эмоции. Позитивные мысли позволяют смелее смотреть в будущее и более высоко оценивать свои возможности и шансы на успех.
<<Блок перелинковки>>
Творчество и его роль в образовании
Творчество и его роль в образовании заключаются в следующем:
- Развитие креативного мышления. Искусство и творчество требуют от учащихся нестандартного подхода к решению задач и поиска новых идей. Они учатся видеть мир по-другому, мыслить гибко и находить необычные решения.
- Самовыражение учащихся. Через творческую деятельность они могут выразить свои мысли, чувства и идеи. Это особенно важно для тех учащихся, которые испытывают трудности в устной и письменной коммуникации.
- Развитие коммуникационных навыков. В процессе творческого сотрудничества и взаимодействия над проектами учащиеся учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и идеи, а также находить компромиссы и решать конфликты.
- Мотивация к обучению. Учащиеся, занимающиеся искусством, часто испытывают удовлетворение от своих достижений и реализации своих идей. Это помогает им сохранять интерес и мотивацию к обучению, так как они видят цель и значимость своего образования.
Таким образом, включение искусства и творчества в образовательную программу — необходимое условие для полноценного развития учащихся.
Что запомнить
- Даже тот, кто не считает себя креативным и не имеет хобби, может с успехом применять творческие техники в учёбе.
- В процессе творчества человек избавляется от негативной энергии, успокаивается и заряжается оптимизмом.
- Специальные упражнения, например «Карта эмпатии» или «Метод ограничений» помогают взглянуть на ситуацию под другим углом и найти подход к людям или решить задачу по физике.
- Танцы, музыка и рисование дают мозгу передышку, потому что задействуют другие отделы мозга, чем привычная умственная деятельность школьника.
- Творчество помогает преодолеть рутину и пробудить свежие идеи, которые нужны для исследовательской работы, решения олимпиадных задач и сдачи экзаменов.