Исследование: чего требуют от учителей в российских школах
Специалисты самарского филиала РАНХиГС выяснили, какие навыки необходимы молодым педагогам. Для этого они изучили данные 255 школ в трёх регионах и проанализировали требования, которые учебные заведения предъявляют кандидатам.
«Мы провели онлайн-анкетирование руководителей общеобразовательных организаций Самарской и Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Всего было охвачено 186 директоров школ (73%) и 69 заместителей (27%)», — сообщила директор самарского филиала Президентской академии Виктория Прудникова.
По результатам опросов, самым востребованным навыком оказалась обучаемость. Большинство представителей школьных администраций сказали, что молодой педагог должен понимать, каких знаний ему не хватает, самостоятельно находить источники нужной информации, уметь оценивать их достоверность и только потом использовать для обучения.
Также многие опрошенные назвали лидерские качества и самоконтроль. Примечательно, что в этих вопросах к выпускникам вузов работодатели предъявляют более высокие требования, чем к кандидатам, окончившим педучилища.
В числе важнейших компетенций упоминали коммуникативность — умение доходчиво объяснять материал, разрешать школьные конфликты, строить отношения с родителями и коллегами. При этом учителю важно уметь общаться как в устной, так и в письменной форме.
<<Блок перелинковки>>
Наконец, участники опроса считают, что выпускники педагогических образовательных учреждений обязаны адекватно оценивать результаты своей работы, в том числе при подготовке методических разработок и оформлении документов.
В ходе исследования выяснилось, что требования работодателей к учителям не зависят от того, находится школа в городе или в сельской местности, а также от уровня социально-экономического развития региона.
Исследование проводилось с января по февраль этого года. В дальнейшем специалисты хотят оценить, насколько действующие учителя и выпускники педвузов владеют указанными навыками, и сформировать предложения по подготовке будущих педагогов и их дальнейшему профессиональному развитию.