Аналитики онлайн-школы «Фоксфорд» опросили учителей и выяснили, какие задачи у них занимают больше всего времени и помогает ли им в работе искусственный интеллект. Исследование проводилось в августе 2025 года. В нём участвовали 675 педагогов, 82% которых работают в школе более 10 лет.
Учительская нагрузка
71% опрошенных оценили свою загрузку как «высокую» и «очень высокую». Согласно их ответам, больше всего времени и сил уходит на подготовку к урокам и проверку работ. Подготовка к занятиям у 59% учителей занимает до 10 часов в неделю, а ещё у 20% — более 10 часов. На проверку работ 67% учителей тратят до 5 часов, а ещё 29% — от 6 до 20 часов и более.
При этом многим педагогам приходится работать в выходные: 31% трудится в нерабочие дни по 3–5 часов (31%), а ещё 24% — по 6 часов и более.
Также нагрузку представляет общение с родителями учеников и организация внеклассных мероприятий — на это в среднем уходит 5,5 часа в неделю.
Бюрократическая нагрузка, с которой в последние годы активно борются власти, отнимает меньше времени, но всё же воспринимается как обременительная: у 68% учителей на заполнение отчётности уходит от 1 до 5 часов в неделю.
ИИ в помощь
Как показало исследование, искусственный интеллект (ИИ) действительно помогает учителям справиться с излишней нагрузкой. Среди пользователей нейросетей процент тех, кто определяет свою загрузку «очень высокой», ощутимо ниже — 37% против 51% среди тех, кто ими не пользуется.
При этом лишь 12% учителей регулярно используют ИИ в своей работе, а 38% прибегают к его помощи время от времени. 13% педагогов пробовали работать с ИИ, но отказались от этой практики. Четверть респондентов (25%) пока не применяют ИИ в педагогической практике, но хотели бы начать. И только 11% опрошенных никогда не пользовались ИИ и не планируют.
82% учителей используют нейросети для подготовки учебных материалов, ещё 42% составляют с их помощью планы уроков и учебных программ. Реже технологии используют для подготовки отчётности (19%). Проверяют работы с помощью ИИ 11% опрошенных.
При этом большинство учителей по-прежнему плохо осведомлены о возможностях ИИ: 74% оценивают свой уровень владения технологией ниже среднего.
Как учить детей будущего
Исследование показало, что учителям необходима поддержка, чтобы научиться решать ежедневные рабочие задачи с помощью искусственного интеллекта.
25 сентября на платформе Фоксфорда состоится Всероссийская онлайн-конференция «Как учить детей будущего», на которой ведущие эксперты в области ИИ расскажут преподавателям, как оптимизировать рутинные задачи и сэкономить время на подготовке к урокам и проверке работ учеников. Зарегистрироваться на событие можно здесь.