Эксперты обсудили перспективы применения ИИ в российских школах
В рамках Московского международного салона образования прошла сессия «Искусственный интеллект как помощник: новые возможности для педагогов». Педагоги, эксперты и представители ИТ-компаний обсудили возможности, которые открывает искусственный интеллект для ученика и учителя.
Остаться человеком
Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО Елена Казакова обратила внимание, что искусственный интеллект развивается куда быстрее человека. По её словам, ИИ подталкивает людей к заблуждению, что можно ничего не делать, но добиваться успеха. При этом технология сама по себе нисколько не опасна для человека, ведь именно человек решает, в каких целях её использовать и до какой степени на неё полагаться.
Казакова заявила, что каждому человеку для адаптации к современным реалиям необходимо:
- признать, что в современном мире, кроме естественной реальности, есть искусственная, и научиться с этим жить, оставаясь человеком;
- использовать ИИ для решения своих задач;
- создавать собственные методики применения ИИ, чтобы развивать его;
- исследовать себя и искусственный интеллект, анализировать совместную работу.
В качестве примера эффективного использования ИИ Елена Ивановна рассказала, что попросила нейросеть прописать тезисы для подготовки к выступлению, чтобы… не использовать их. Она убеждена, что если какие-то вещи очевидны машинному разуму, значит, и слушателям тоже, так что проговаривать их не имеет смысла.
Казакова подчеркнула, что в Институте педагогики СПбГУ студентов обязывают находить возможности использовать ИИ для решения любых задач и к работам, где он не использован, относятся негативно, потому что будущий учитель должен технологически опережать своих учеников.
Не мешать самообразованию
Директор Центра индустрии образования Сбербанка Артём Соловейчик рассказал о возможностях, которые открывает ИИ для самообучения. Однако, по его словам, система образования в нынешнем виде совершенно к этому не готова.
Он обратил внимание, что первыми искусственный интеллект «по делу» начали использовать именно школьники и студенты для решения своих задач. Потому что их задача на сегодняшний день — не научиться, а сдать работу на хорошую оценку. И если Елена Казакова не использует тезисы ИИ, потому что они банальны, то от учеников школа требует именно этой банальности и именно её хорошо оценивает.
«Искусственный интеллект, конечно, позволит… заниматься самообразованием как никогда раньше. Но только если изменится сама школа. Сегодня школа подошла к тому краю, когда способ преподавания „что-то сказали — дали задание — проверили“ не работает. Всё превращается в формальность и фикцию… ИИ нельзя поймать, как ребёнка, за руку. Поэтому естественный процесс образования разрушился. И нам, педагогам, остаётся только одно — больше не мешать самообразованию. А мы мешаем».
При этом эксперт подчеркнул, что самообразование в его понимании значит не «только один», а «с педагогом, дома, со всем инструментарием». Он призвал учителей стимулировать любые возможности ученика «самому дойти, понять, открыть», в том числе и при помощи ИИ.
«Так всегда и делали сильные педагоги. Сегодня это становится единственно возможным способом сохранить сам процесс образования», — заключил Соловейчик.
<<Блок перелинковки>>
Принять помощь
Генеральный директор ООО «СберОбразование» Владислав Кожемякин рассказал о том, как нейросети могут помочь всем участникам системы образования. Так, для школьников разработаны ИИ-репетиторы, которые не дают готовых ответов, но позволяют ребятам найти их самостоятельно. Плюс такого помощника ещё и в том, что ребёнок не стесняется обратиться к нему, поскольку не боится, что машина его осудит.
Для преподавателей ИИ может решить целый ряд рутинных задач, освободив время для общения с учениками. ИИ может создавать конспекты и поминутные стенограммы занятий, придумывать викторины и тесты по теме уроков.
Кроме того, нейросеть может проанализировать занятие, чтобы учитель посмотрел на свою методику со стороны, мог что-то скорректировать и разнообразить процесс. Например, ИИ предоставляет статистику, сколько времени урока говорил педагог, сколько — ученики. Лауреат конкурса «Учитель года России — 2024» Алёна Гаврикова призналась, что использовала эту функцию при подготовке к профессиональному состязанию. Оказалось, что на планируемом ею уроке 33 минуты из 40 занимал её монолог, а на обсуждение темы с детьми оставалось совсем немного времени. Осознать это помог искусственный интеллект.
Директор по региональному развитию Яндекс Учебника Вадим Жуков сообщил, что его компания разрабатывает интеллектуальные решения для учителей информатики. Среди них — курс повышения квалификации по работе с нейросетями и мини-курс для школьников. Кроме того, в Яндексе создали ИИ-помощника, помогающего создавать отчёты, планы уроков и решать другие рутинные задачи. Он даже придумывает вопросы для так называемого «сократического диалога» — педагогического приёма, при котором ученику последовательно задаются наводящие вопросы, позволяющие самостоятельно прийти к правильному ответу. По словам Жукова, эта методика отлично работает для восполнения пробелов в знаниях учеников, которые долго отсутствовали.
«Искусственный интеллект — это, конечно, помощник, а ни в коем случае не замена учителя. Но наша совместная задача — и в индустрии, и в образовании — сделать так, чтобы учителю было комфортно работать с ним», — подытожил эксперт.

.png)
