Логотип Фоксфорд

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Изложение на ОГЭ по русскому языку — одно из самых сложных заданий для девятиклассников. Нужно не только понять текст, но и кратко передать его суть, сохранив ключевые мысли. Как правильно выделить главное, избежать ошибок и уложиться в объём — составили пошаговый алгоритм и описали полезные приёмы, которые помогут получить максимум баллов.

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать сжатое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой диктор читает небольшой текст объёмом около 150−200 слов. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями даётся ещё 5–6 минут, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Пошаговый алгоритм работы с изложением

В «Методических рекомендациях обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ в 2025 году» указан алгоритм для написания изложения ↓

Image
Алгоритм для написания изложения. Источник: fipi.ru

Прослушайте текст и выполните задание №1 на бланке ответов №2: напишите номер задания, а затем сам текст.

Критерии оценивания изложения на ОГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сжатого изложения указаны в «Методических материалах для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2025 года»

Image
Критерии оценивания сжатого изложения. Источник: fipi.ru

Изложение пишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Однако если вы напишите от другого лица, баллы не снизят при верно изложенной последовательности. Нужно передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Читая работу, эксперт устанавливает:

  • соответствие количества микротем в работе количеству микротем в тексте, то есть оценивает полноту передачи основного содержания;
  • точность передачи информации в каждой из микротем.

Содержание изложения

По этому критерию оценивают умение выделить всю главную информацию исходного текста и передавать её без искажений. Нужно учитывать, что основное содержание текста — это та часть, без которой неясен или искажён авторский замысел.

Нарушение последовательности микротем  оценивается не по критерию ИК1, а по критерию ИК3.

На ИК1 не влияют:

  • количество абзацев, если переданы все микротемы;
  • правописание и грамотность;
  • фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы.

На ИК1 влияют:

  • неточно понятая и в итоге искажённо переданная микротема;
  • расширение информации исходного текста за счёт добавления не содержащейся в прослушанном тексте микротемы;
  • сочетание пропуска микротемы и добавления к тексту не содержащейся в нём информации.

Сжатие исходного текста

По этому критерию оценивается умение лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя приёмы сжатия.

Экзаменуемому нужно правильно применить один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

Исключение:

  • повторов;
  • одного или нескольких из синонимов;
  • уточняющих и поясняющих конструкций;
  • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
  • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Обобщение — замена:

  • однородных членов обобщающим наименованием;
  • фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Упрощение — замена: 

  • предложения или его части указательным местоимением;
  • сложноподчинённого предложения простым;
  • фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • прямой речи косвенной;
  • а также слияние нескольких предложений в одно.

Если экзаменуемый пропустил одну из микротем, то по критерию ИК2 не ставят высший балл.

Логичность речи

Сжатое изложение должно сохранять общий замысел исходного текста, а также обладать следующими признаками:

  • смысловая цельность,
  • речевая связность,
  • последовательность изложения,
  • завершённость,
  • членимость,
  • стилистическое единство.

Грамматические и речевые ошибки не влияют на оценку по критерию ИК3.

Поделитесь статьёй
разберём сложную тему на бесплатном занятии
Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию