<<Лид>>
ГУЛЬНАЗ ГАЛИМУЛЛИНА,
Учительница русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Знает всё об изложениях
Виды изложения
Изложение — это письменный пересказ текста. Различают четыре вида изложения.
Подробное
Последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.
Сжатое
Краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.
Выборочное
Пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.
Осложнённое
Пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста.
Зачем пишут изложение
Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:
- воспринимать информацию на слух;
- выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
- правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
- постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
- подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.
Кроме того, написание изложений подготовит ребёнка к устному собеседованию по русскому языку в 9-м классе.
Этапы работы над изложением
При работе над изложением в младшей и средней школе важно соблюдать следующие этапы.
Учителю:
- Прочитать текст для учеников или включить аудиозапись.
- Поговорить о содержании текста, чтобы выяснить понимание смысла.
- Ещё раз прочитать текст или включить аудиозапись, если дети старше 7-го класса, или ещё дважды, если учатся в 5–6-х классах.
На мой взгляд, целесообразно с младших классов приучать к самопроверке с использованием орфографического словаря. Так дети подготовятся к этому виду работы на предстоящем экзамене в 9-м классе.
Детям:
- Составить план. Поделить текст на смысловые части так, чтобы одна мысль соответствовала одному пункту. При этом план может быть как развёрнутым, когда один пункт содержит подпункты, так и кратким.
- Озаглавить, то есть поработать с основной мыслью.
- Провести словарно-орфографическую работу. Стоит записать непонятные слова, чтобы учитель объяснил их значение. А в орфографическом словаре можно найти правильное написание.
- Пересказать по плану. Посмотреть на темы, рассказать текст про себя, чтобы получились связные абзацы.
- Написать текст изложения. Сначала лучше на черновик.
- Проверить себя.
Как оценивают изложение
Изложение оценивают с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.
В оценку содержания входят умения:
- передать основную мысль текста;
- сохранить все микротемы;
- делить текст на абзацы.
А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
<<Параграф c цитатой>>
В 8–9-х классах рекомендуют оценивать изложение максимально приближённо к критериям ОГЭ по ИК (изложения критериям).
ИК1 — передача микротем:
- 2 балла, если ученик точно передал основное содержание текста и отразил все важные микротемы;
- 1 балл, если упустил или добавил одну микротему;
- 0 баллов, если упустил или добавил более одной микротемы.
Неточно понятая микротема — это знак, что часть главного содержания исходного текста осталась для учащегося недоступной. При этом фактические ошибки, которые не исказили текст, не учитываются.
ИК2 — сжатие текста:
- 3 балла, если ученик применил хотя бы один приём сжатия всех микротем;
- 2 балла, если сжал только две микротемы;
- 1 балл, если сжал только одну микротему;
- 0 баллов, если не применил приёмы сжатия текста, то есть написал подробное изложение.
Здесь нужно понимать разницу между первым и вторым критерием. Иногда ученик может сохранить только часть микротемы, упустив важную мысль. В таком случае он получит балл по первому критерию, но будет «наказан» по второму, так как он сильно сократил текст (пережал).
Пример: исходный текст
«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги. Они опросили лауреатов фонда героев имени Карнеги. Вывод удивил психологов: смелые и решительные поступки люди совершали бессознательно. Они сначала действовали, лишь потом думали и осознавали, что же они сделали. Утрируя, можно вспомнить героя фильма “Живёт такой парень”, который так объяснил причину своего подвига: “По глупости”.
Но американским учёным нужна научная версия. Если герои рисковали бессознательно, то, может быть, причина в гене альтруизма. О его открытии периодически сообщают разные научные группы. Впрочем, оппоненты возражают: “Нет одного гена альтруизма, как нет гена счастья, интеллекта, страха. За это отвечают целые генные ансамбли. Их ещё предстоит открыть”.
В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Причина, скорее всего, в том, что человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы вынуждены помогать окружающим, ожидая, что наше участие не останется без ответа. Помощь другим становится нашей привычкой, а в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно: спасать чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. По сути, о нём говорили лауреаты премии, которых изучали американские учёные».
Микротемы текста:
- Учёные решили узнать причину героических поступков. Ей оказалась бессознательность.
- Необходимость научной версии. Различные предположения. За поступки человека отвечают группы генов.
- Предрасположенность человека к подвигу, так как мы живём в социуме. Помогать другим, рискуя своей жизнью, — бессознательный героизм.
Пример: текст изложения ученика (орфография и пунктуация автора сохранены)
«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги и провели опрос. Психологи были удивлены! Люди совершают героические поступки бессознательно. Они действуют и лишь потом обдумывают сделанное.
Но учёным нужна была научная версия. В ходе исследований, выяснилось, что в человеке есть расположенность к героизму.
Мы социальны, помощь окружающим становится нашей привычкой, мы можем поступать рефлекторно. Спасать чью-то жизнь, рискуя собственной — это и есть бессознательный героизм!»
Результат
ИК1 — 2 балла
ИК2 — 2 балла, 1 балл снят за отсутствие во втором абзаце важной мысли о том, что за поступки человека отвечают группы генов
ИК3 — связность речи:
- 2 балла, если в работе ученика нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, текст верно разделён на абзацы;
- 1 балл, если есть одна логическая ошибка и (или) одно нарушение абзацного членения;
- 0 баллов, если более одной логической ошибки и (или) два случая нарушения абзацного деления.
Изложение всегда оценивается и на грамотность. На экзамене — в совокупности с сочинением из задания 9.
Как родителю помочь своему ребёнку подготовиться к изложению
Есть пять советов, которые помогут проработать испытываемые трудности.
- С детства воспитывайте в ребёнке любовь к чтению: это развивает кругозор и расширяет словарный запас.
- Организуйте ребёнку отдельное рабочее место, где ему не будут мешать братья или сёстры, телевизор и шум бытовых приборов.
- Приучите ребёнка к работе с орфографическим словарём. Научите его проверять с использованием словаря одно упражнение в день по любому предмету. Так он запомнит правописание слов.
- Помогите ребёнку работать с толковым словарём. Так он расширит словарный запас и научится применять ранее незнакомые слова в своей речи.
- Дайте ребёнку небольшой текст, попросите подчеркнуть главные слова, затем попросите переписать эти слова и пересказать исходный текст по ним. Если получится воспроизвести текст, значит работа удалась.
Начните работу с небольших художественных текстов. С ними работать легче, так как там проще понять сюжет.