Логотип Фоксфорд

Дети в интернете: безопасность и социальные сети

Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с интернет-запросами, выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.
Альбина Насырова Альбина Насырова
Автор «Силы Лиса»
13 августа 2025
В этой статье
    __wf_reserved_inherit

    Александра Бочавер,

    доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

    Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга, ютьюб выходит в топ-1 запросов, а реферат скачивается буквально за пару минут до выхода в школу. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние интернета на детей вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.

    Плюсы интернета

    Интернет расширяет горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться информацией с близкими, одноклассниками, друзьями по переписке, сообществами людей со схожими интересами. Яркий пример — фандомы произведений популярной культуры.

    Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет — это территория исследований. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний, например подкасты, статьи, короткие видео на ютьюбе. А ещё подростки пытаются рефлексировать на тему самих себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью: только самостоятельный человек может осознавать себя целостным.

    На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения. У детей появляется возможность сопоставлять социальные модели из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления.

    Общение детей в соцсетях одинаково полезно и продуктивно для социализации любого ребёнка. Ведь средства интернет-коммуникации увеличивают количество взаимодействий с людьми. Особенно выигрывают дети с высокими социальными компетенциями: интернет становится дополнительной площадкой для реализации и совершенствования их навыков. А ещё полезен коммуникативный потенциал интернета для детей, у которых есть проблемы с социализацией по психологическим или другим причинам. Например, ситуации физической изоляции от сверстников из-за частых длительных командировок родителей или нахождения в больнице.

    В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье. Ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение.

    Риски в интернете

    Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении ребёнка.

    Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. 

    Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями: чем плотнее интернет входит в повседневность ребёнка, тем больше родителей переживают, что пострадают учёба и социализация. 

    Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

    При этом обучение интернет-безопасности у детей скорее происходит естественным путём. Например, подростки зачастую знакомы с историями про «сливы» личных переписок и приватных фотографий известных людей, а также последствий — вред репутации, публичное унижение, нарушение границ частной жизни. На подобных кейсах дети учатся быть более бдительными, добавляя эти истории к своему опыту.

    По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

    В зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться. Ещё оно зависит от перехода на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

    Негативные последствия чрезмерного использования интернета

    • Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения.
    • Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время.
    • Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёма пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером.
    • Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от занятий, которые требуют сосредоточенности на протяжении длительного времени, например от чтения.
    Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем. Но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, интернет становится формой убегания от неблагополучной среды.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы


    Как социальные сети влияют на детей

    Социальные сети кардинально изменили детский досуг: вместо дворовых игр и живого общения многие дети теперь проводят время в виртуальном мире. Они следят за блогерами, делятся моментами из жизни и ищут одобрение сверстников через лайки. Для современных детей соцсети стали важным инструментом социализации — здесь они находят друзей по интересам, учатся выражать себя и чувствуют принадлежность к группе. Однако такой формат общения сокращает время на реальные взаимодействия и физическую активность, что требует внимательного контроля со стороны родителей.

    Польза социальных сетей

    • Развитие цифровой грамотности. Дети осваивают технологии, учатся работать с контентом и безопасно пользоваться интернетом.
    • Развитие коммуникативных навыков. Дети учатся формулировать мысли, вести дискуссии и выражать мнение в комфортной среде.
    • Возможность самовыражения. Через посты, сторис и личные блоги дети могут творчески проявлять свою индивидуальность.
    • Доступ к актуальным трендам. Соцсети позволяют быть в курсе культуры, мемов и интересов сверстников.
    • Обратная связь и поддержка. Лайки, комментарии и реакции дают ощущение принятия и значимости в социальной группе.
    • Возможность найти единомышленников. Собщества по интересам помогают детям с необычными увлечениями чувствовать себя менее одинокими

    Вред социальных сетей

    • Зависимость. Бесконтрольный скроллинг снижает концентрацию и отнимает время у учёбы и сна.
    • Кибербуллинг. Травля в сети приводит к стрессу, низкой самооценке и даже депрессии.
    • Искаженная реальность. Идеализированные образы в соцсетях формируют завышенные ожидания от себя и мира.
    • Конфиденциальность. Дети часто не осознают рисков, выкладывая личные данные или фото.
    • Снижение физической активности. Малоподвижный образ жизни из-за долгого времени в телефоне.
    • Фейки и опасный контент. Ложная информация может навредить здоровью и мировоззрению.

    Стоит ли контролировать ребёнка в интернете

    Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

    Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете. Это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.

    Вместе с социальными сетями в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка. Он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

    Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него.

    Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности, означают отсутствие личного пространства.

    В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным — это вредный психологический опыт. У человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку: они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

    Что стоит объяснить ребёнку о безопасности в интернете

    В России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Поэтому с 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться отметками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.

    __wf_reserved_inherit
    Правила безопасности в интернете

    Вывод

    Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность.

    Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления: они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации. Чрезмерное интернет-присутствие чревато рисками для благополучия ребёнка. Но дети, которые совсем не сидят в соцсетях, лишаются опыта, который есть у сверстников, и чувствуют себя информационно и социально исключёнными.

    Несмотря на пользу, которую может приносить детям интернет, не стоит забывать: в сутках ограниченное количество часов. Если большую часть свободного времени ребёнок проводит в интернете, у него будет меньше возможностей для физической активности и других офлайн-занятий. В вопросе использования интернета важно знать меру. Вредит, как правило, только превышение этой меры, которое тянет за собой проблемы со здоровьем, учёбой и общением.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной