Стоит ли заставлять ребёнка учиться

Стоит ли заставлять ребёнка учиться
Алена Хромова
Алена Хромова
Автор Фоксфорд.Медиа

Вместе с психологом разобрались, почему платить за хорошие оценки неэффективно и чем можно заменить общепринятые «Вот закончишь четверть без троек, тогда поедем в путешествие».


АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА,

Руководительница направления дошкольного и начального обучения в «Фоксфорде». Окончила факультет психологии МГУ и аспирантуру по психологии. Знает всё о взаимоотношениях родителей и детей

Если кратко: нет, заставлять ребёнка учиться неэффективно. Рассмотрим причины:

  • Приведёт к созданию вида деятельности вместо реальной учёбы, лишь бы отстали. Не будет ни знаний, ни умений.
  • Оставит грустные воспоминания о детстве.
  • Подорвёт самооценку и инициативность. Ребёнок привыкает делать то, что его заставляют делать, и не может разобраться в том, что ему на самом деле нравится.
  • Разрушит познавательную активность, тем самым формирует позицию «Мне это не нужно и неинтересно».
  • Портит отношения с родителями. Мама или папа становятся не друзьями ребёнка, а постоянными контролёрами, которым не хочется ничего рассказывать, а особенно доверять секреты и делиться мыслями.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Самое важное, что необходимо сделать, — это понять причину. Ведь только докопавшись до сути проблемы, ребёнку можно будет помочь.

Основные причины нежелания детей учиться:

  • Не понимает практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?». Это значит, что родители недостаточно хорошо обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример. Теоретическое обучение должно быть всегда подкреплено практикой. Если в школе этому не уделяется внимание, родители сами могут «практиковаться» с ребёнком или же водить его в практикоориентированные кружки. Например, если на информатике в школе в теории изучают язык программирования, то в клубе по интересам можно сделать робота и запрограммировать его или же создать свою компьютерную игру.
  • Находится в напряжённых отношениях с учителями или сверстниками. Даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.
  • Чрезмерно нагружен, если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями.
    Подписывайтесь на дайджест для
    старшей средней младшей школы

    Будем вместе учиться и разбираться в сложных темах

Как договориться с ребёнком

Необходимо проработать причину из прошлого раздела и замотивировать. Существует два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя — ребёнок сам хочет что-то делать, потому что ему, например, интересно. Внешняя — ребёнка заставляют или стимулируют наградами. Активно использовать внешнюю мотивацию — не самый удачный путь.

Есть несколько советов для поддержания и развития внутренней образовательной мотивации ребёнка.

  • Создайте настрой на учёбу

Нужно помочь ребёнку организовать время и место для учёбы. Важно распланировать день так, чтобы оставалось время на прогулки и отдых.

  • Поддерживайте увлечения ребёнка

Старайтесь вместе осваивать новые интересные для ребёнка темы. Поощряйте интересы и делитесь впечатлениями.

  • Вдохновляйте примерами великих людей

Обсудите с ребёнком, кто ему нравится из известных людей и почему. Обратите внимание на то, сколько эти люди работали и учились, полезна ли их деятельность обществу. Такие примеры могут стать дополнительными источниками мотивации.

  • Не запускайте контакт с ребёнком

Дети часто задают вопросы, но взрослые не всегда на них отвечают. Чтобы понимать, что происходит с вашим ребёнком, нужно стараться отвечать на все вопросы, которые он задаёт, и поддерживать его познавательную мотивацию на разные темы.

  • Станьте примером

Ребёнку с детства необходимо создавать правильное окружение, показывать, что вы до сих пор обучаетесь чему-то, что вам интересно. Невозможно приучить малыша к чтению, если вы сами не берёте в руки книжки.

  • Хвалите ребёнка

Часто родители не замечают успехов ребёнка, но концентрируются на неудачах. Такой подход снижает учебную мотивацию.

Не стоит вводить «денежно-товарные отношения» в вопросах оценок и наград. Лучше внезапно награждать ребёнка за успехи небольшими сюрпризами, совместными поездками и впечатлениями. Перевод отношения к учёбе в денежный эквивалент — это не развитие внутренней мотивации, а значит, рано или поздно перестанет быть эффективным.

Иллюстрация: Jessica Flores / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: