<<Лид>>
Кто такой аутсайдер
С английского слово outsider переводится как «посторонний, чужой». Простыми словами, аутсайдер — это человек, который чувствует себя лишним в определённом коллективе, например в классе. Его игнорируют, не принимают в компании или игры. Часто такое поведение сопровождается травлей и буллингом: насмешками, оскорбительными сообщениями в соцсетях, особенно в больших чатах, и даже физическим насилием.
Как в коллективе появляются аутсайдеры
В любой социальной группе люди неизменно распределяются по трём основным нишам: лидеры, «средний класс» и аутсайдеры. Для первых характерно доминирование: лидерам важно быть в центре внимания, чтобы с их мнением считались, а другие люди стремились быть похожими на них. «Средний класс» негласно поддерживает лидеров. Отдельные люди из «среднего класса» не стремятся выделяться на фоне других, а в спорах зачастую занимают позицию большинства. У аутсайдеров в коллективе особая роль — их определяют лидеры, чтобы ярче выделяться на их фоне. Так что без аутсайдеров не бывает лидеров.
Стать аутсайдером в коллективе может абсолютно любой человек. Причина может заключаться во внешности человека, например:
- полнота или, наоборот, худоба;
- физиологические особенности, например инвалидность;
- брекеты или очки;
- явные проявления переходного возраста — акне, излишняя потливость или активно растущие усы;
- Необычный стиль — яркая одежда или волосы, пирсинг.
Жертвой нападок со стороны коллектива может стать и вполне привлекательный и физически развитый человек, но с непохожими моральными принципами или взглядами на мир:
- Культурные и национальные различия могут стать предметом насмешек.
- Таланты, увлечения и явные достижения, например победы в олимпиадах, тоже часто становятся предметом позора, а не достоинством. Такое возможно, если остальные люди в классе не вовлечены в учёбу или не обладают стремлением к знаниям.
Ещё одной причиной выделения аутсайдера в коллективе может быть его заниженная самооценка. Человек, который не принимает себя, при знакомстве с новыми людьми потенциально боится быть задетым. Вступая в контакт, аутсайдер заранее ждёт подвоха со стороны коллектива и иногда ведёт себя так, чтобы его отвергли.
<<Лидген для статьи>>
Как вести себя в новом классе, чтобы не стать аутсайдером
Если вы оказались в новом коллективе, например перевелись в другую школу, в первую очередь стоит присмотреться к окружающим людям. Как они общаются друг с другом? Какие у них ценности? Человек так устроен, что склонен воспринимать всё новое как потенциальную опасность, — стоит продемонстрировать классу, что вы открыты к общению и дружелюбны.
Вот несколько советов, которых стоит придерживаться, чтобы не оказаться жертвой коллектива:
- Не начинайте общение с критики окружающих, их поведения. Не стоит думать, что у вас получится быстро изменить порядки в уже сложившемся коллективе и навязать свои ценности.
- В диалоге старайтесь бережно озвучивать своё мнение, уважайте позицию собеседника.
- Помните, что окружающие так же присматриваются к вам как к новичку, как и вы к ним. Не нужно сразу навешивать ярлыки новым знакомым. Старайтесь избегать стереотипов, и тогда не станете жертвой стереотипизации.
- Не спешите подружиться с каждым и не торопите других. Дружба — это отношения, которые складываются путём проб и ошибок. Дайте время себе и окружающим. Лучшая стратегия — поддерживать взаимоотношения в рамках учебного класса.
Где искать поддержку, если попал под прессинг
Самые главные люди в жизни каждого — это семья и близкие друзья. Именно в этом окружении в первую очередь важно и нужно искать поддержку, делиться своими переживаниями и чувствами, спрашивать совета. К сожалению, реакция близкого круга не всегда помогает исправить ситуацию: некоторые родители просто не хотят признавать, что их ребёнка считают не таким, как все.
В таком случае можно обратиться к школьному психологу. Скорее всего, он не поможет проработать все сложившиеся проблемы, но в состоянии повлиять на изменение положения аутсайдера в коллективе. Например, поставить в известность родителей и обратить их внимание на серьёзность проблемы, сообщить учителю о трудностях в классе. Педагоги должны придерживаться максимально индивидуального подхода при работе с ребёнком, который получил статус аутсайдера в классе. Например, просить его о помощи и публично обращать внимание на его сильные стороны — так учитель выразит доверие и привлечёт внимание к личности такого школьника, и это не останется незамеченным.
Как избавиться от статуса аутсайдера
Чтобы чувствовать себя увереннее в любом коллективе, важно помнить следующее:
- Для любых социальных изменений важнее всего желание. Если не признать тот факт, что за статус аутсайдера отвечает не только коллектив, но и сам человек, изменить его вряд ли получится.
- Жизнь всегда подталкивает человека к развитию. Бывает так, что ситуация вынуждает нас поступать нестандартно и быть смелее, чем мы кажемся сами себе. Не бойтесь этих перемен.
- Отказ от статуса аутсайдера начинается с искренней любви к себе. Нужно принять свои интересы, ценности, увидеть свою значимость. Прежде всего сконцентрируйте на этом собственное внимание, а потом — внимание общества.
- Работайте со своей самооценкой. Люди относятся с уважением только к тем, кто уважает сам себя.
- Развивайте коммуникабельность, будьте открыты к разным людям. Если относиться к окружающим с предубеждением, можно самому оказаться жертвой этих предубеждений.
Советы родителям
Часто родители не понимают, что в процессе воспитания формируют сознание жертвы у собственного ребёнка. К примеру, такое случается, когда родитель пресекает детскую инициативу, игнорирует желания ребёнка или не воспринимает их всерьёз. Не получая от родителя одобрения и мотивации, ребёнок закрывается от внешнего мира и в результате стыдится проявлять индивидуальность.
Чувство стыда за собственное тело, мысли или желания приводит к низкой самооценке и неуверенности ребёнка. Веря в собственное несовершенство, аутсайдер соглашается на роль неполноценного человека, тем самым провоцируя лидера притеснять и унижать его, а «средний класс» — соглашаться с позицией лидера. Чтобы воспитать ребёнка, любящего себя и окружающих, его необходимо поддерживать во всех начинаниях чувствами и словами. Человек, который чувствует и знает, что его любят, никогда не окажется в роли отверженного.
Если же подобное всё-таки произошло, вот несколько поведенческих признаков, по которым можно распознать, что ребёнок стал жертвой в коллективе:
- подавленность и робость, особенно если это не свойственно его характеру;
- боязливость: ребёнок отказывается рассказывать о том, что с ним происходит в школе, расспросы вызывают у него тревогу;
- конфликты и нежелание идти в школу без объяснения причин;
- изменение круга общения;
- высокая тревожность: школьник постоянно напряжён, грызёт ручку, ногти или губы;
- снижение доверия к вам как к родителю;
- потеря интереса к хобби или учёбе.