<<Лид>>
Зачем вообще что-то объяснять
Наверняка многим из нас хотелось бы, чтобы наши дети вообще никогда не узнали о существовании мата. По крайней мере, это избавило бы нас от объяснений. Но давайте посмотрим правде в глаза: даже если вы и другие родственники никогда не употребляете при ребёнке матерных слов, он всё равно их узнает. Прочтёт в интернете или на заборе. Услышит от одноклассников или случайных прохожих. И конечно, незнакомые слова не останутся без внимания — дети от природы любознательны.
По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2019 году, ненормативную лексику каждый день используют 18% наших соотечественников. Однако человеку, который ежедневно ходит по улицам и ездит в общественном транспорте, поверить этой скромной цифре сложно.
Полностью оградить ребёнка в России от мата невозможно. Да и не нужно: все мы знаем эти слова. Обсценная лексика встречается даже в произведениях классиков: Есенина, Маяковского, Хармса и, разумеется, «солнца русской поэзии» Пушкина. Это часть нашей культуры. Но часть маргинальная, непристойная. Понимание этого и делает человека культурным — он знает эти слова, но не использует. По крайней мере, без острой необходимости.
Иностранцы, изучающие русский язык, иногда попадают в неловкую ситуацию: желая блеснуть эрудицией, произносят неприличное слово, не подозревая о его истинном значении. Но иностранцам прощается, а для русского человека такое недопустимо. И если уж ребёнок продемонстрировал при вас знание матерных слов, вы обязаны:
- убедиться, что он понимает, о чём говорит;
- в противном случае — честно объяснить значение непонятных слов;
- рассказать, какие ещё слова являются матерными;
- договориться о нормах их употребления;
- сформировать правильное отношение к мату в целом.
Что же выходит — родители должны учить ребёнка материться? Почему просто не сказать: «Так говорить нельзя никогда» и для пущей верности пригрозить наказанием?
Потому что это точно не решит проблему, но ещё сильнее подстегнёт детский интерес. Учить материться, конечно, не нужно. Нужно учить изъясняться осознанно. Об этом мы поговорим ближе к концу статьи. А сейчас — немного детской психологии.
Для чего дети матерятся
Дошкольники, как правило, не понимают, что означают матерные слова и как грубо они звучат. Сами слова в данном случае их мало интересуют. Другое дело — производимый эффект! Если мама вдруг краснеет, всплёскивает руками, выпучивает глаза — сразу видно, происходит что-то необычное. Ребёнок может стараться вызвать такую реакцию просто ради развлечения.
В младшем школьном возрасте ребёнок обычно уже догадывается или знает наверняка, что слово «плохое». Крепкие выражения при родителях — это прощупывание границ дозволенного и проверка родительского авторитета на прочность: «Знают ли папа с мамой то, что теперь знаю я?»
Ещё с помощью мата ранний подросток может пытаться начать разговор о сексе, ведь все матерные корни так или иначе с ним связаны, а с нейтральными аналогами в родном языке как-то не заладилось.
Но если младший школьник всё ещё может неосознанно копировать кумиров — стримеров, видеоблогеров или старших товарищей, то подростки 12−16 лет матерятся сознательно и с наслаждением — так, что, проходя мимо их компаний, часто хочется заткнуть уши. Для подростка мат — это проявление свободы: «Я взрослый, я могу говорить как хочу, где хочу и как угодно громко. И мне всё равно, что вы все об этом думаете». За грубой речью подростки часто пытаются скрыть свою ранимость и неуверенность. Но по окончании пубертатного периода большинство из них усваивает общепринятые нормы поведения, особенно если родители действуют грамотно. Например, как описано ниже.
Как говорить с ребёнком про мат
Во-первых, без лишних эмоций. Чем более будничным будет ваш тон, тем меньше шанс, что ребёнок продолжит воспринимать мат как что-то интересное. Во-вторых, такой разговор должен происходить наедине: публичные сцены унижают и ребёнка, и вас.
Спокойно спросите ребёнка, почему он решил высказаться именно так. Постарайтесь понять его мотивы. Вряд ли вы сразу получите вразумительный ответ, но выслушайте и проанализируйте, было ли это случайностью или попыткой привлечь ваше внимание.
Попросите ребёнка объяснить, что означают произнесённые им слова. Это очень важно, особенно если ребёнок маленький — другие ребята могли умышленно дать ему неверное толкование. Терпеливо объясняйте значения слов, не стесняясь называть вещи своими именами: «Это означает такую-то часть тела, но это очень грубое и некрасивое название, так говорить не стоит». Возможно, узнав смысл произнесённых слов, ребёнок и сам не захочет больше их повторять.
После этого обсудите с ребёнком другие матерные слова. Лучше ребёнок узнает их от вас, чем от кого-то другого, и сразу усвоит, что они неприличные. Подростку можно даже предложить словарь ненормативной лексики — возможно, он удовлетворит его интерес и поможет снять с мата ореол таинственности.
Объясните, почему не стоит ругаться матом. Весомый аргумент — мат очень быстро входит в привычку. Пользуясь им, не приходится подбирать правильные слова, достаточно сказать одно «универсальное». Но привычка не думать, когда говоришь, может сослужить очень дурную службу. Например, при разговоре с учителем или будущим работодателем, при знакомстве с девушкой или парнем. Мат звучит агрессивно, и произносящий его выглядит глупым, неотёсанным и не вызывает симпатии.
Расскажите, как относитесь к мату лично вы. Именно ваше мнение, а не догматические истины — дети без труда улавливают неискренность. Для начала ответьте сами себе на вопрос: допускаете ли вы, что существуют ситуации, в которых нельзя сказать иначе? После этого можно переходить к главному — установлению новых семейных правил.
Внутренняя цензура
Запрещать ребёнку ругаться матом вообще бессмысленно, но можно установить правила, которые будут работать внутри семьи. Важно, чтобы им следовали все: если дома запрещён мат, он запрещён и для ребёнка, и для дедушки, который комментирует телевизор, и для вас — даже если вам на ногу упала сковорода, потрудитесь выразить свою боль приличными словами.
Для старших подростков правило может быть и противоположным: «Ты уже не ребёнок, и в своей комнате ты можешь выражаться как хочешь, но в школе, в общественных местах, при детях и при других взрослых будь любезен соблюдать приличия». Это вполне рабочий метод: во-первых, отсутствие запрета позволит почувствовать себя взрослым без необходимости доказывать это матом. Во-вторых, когда запретное перестаёт быть таковым, интерес к нему быстро улетучивается.
Если есть правила — должны быть и заранее оговорённые санкции за их невыполнение. В нашем случае будет логичным на какое-то время запретить ребёнку посещать развлечения — кино, кафе, парк аттракционов. Аргументировать можно так: «Я пока не уверен, что ты способен вести себя прилично при других людях, лучше отложим поход на некоторое время». Разумеется, всё это сработает в том случае, если ребёнок понимает, что совершил ошибку.
И всё же постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка была не внешняя, а внутренняя мотивация не ругаться матом. Это возможно, если никто из важных ребёнку взрослых так не выражается, а сам он понимает, что мат — это не что-то взрослое, запретное и потому крутое, а всего лишь набор грубых и неблагозвучных слов.