Логотип Фоксфорд

Что такое магический реализм и как его понимать

Магия вне Хогвартса существует, например, как часть магического реализма. Разбираемся, что это такое, как и откуда он появился, чем магический реализм отличается от фэнтези, как распознать его в литературе и кого стоит почитать помимо Маркеса.
Алина Сурнина Алина Сурнина
Автор «Силы Лиса»
20 августа 2025
В этой статье

    Елена Файрушина,

    преподаватель литературы в Фоксфорде

    История термина

    Магический реализм — это особый художественный и литературный метод, в котором реальность переплетается с нереальностью, чудом. 

    Впервые это понятие ввёл искусствовед Франц Роо, описывая художников-авангардистов начала XX века. По его мнению, экспрессионисты, искажающие перспективу и нарушающие пространственные законы на своих полотнах, таким образом выражали страх и тревогу перед стремительно меняющимся миром — в качестве примера можно вспомнить «Крик» Эдварда Мунка.

    Однако те, кого Роо отнёс к магическим реалистам, шли иным путём: они стремились преодолеть ощущение ужаса, создавая иную, чудесную реальность, но тесно переплетённую с реальной жизнью.

    Так рождается идея двоемирия — сосуществования и взаимопроникновения вымышленного и реального. Художник не отрывается от действительности, но параллельно строит собственный идеальный мир, подчинённый его внутренним законам, которые могут меняться по воле автора.

    К литературе термин магический реализм впервые применил Массимо Бонтемпелли. Он издавал журнал «Новеченто» и на его страницах развивал теорию Франца Роо. Бонтемпелли, как и Роо, считал, что для магических реалистов мир многомерен. В нём помещается и воображаемое, и реальность, а сам человек внутри этого мира может путешествовать и выбирать то измерение, где ему комфортнее. Это свойство мира Бонтемпелли назвал духовной геометрией. С помощью него человек может обрести «духовную родину», найти своё место и гармонию.

    Не успеваете с домашкой?

    Узнайте, как быстрее запоминать материал и не перегружаться. Скачайте памятку с техниками, которые сделают учёбу проще

    Чудо в магическом реализме: что это

    Несмотря на то что термин «магический реализм» возник в Европе, он прочно связан с литературой Латинской Америки. 

    Корни этого подхода уходят в эпоху великих географических открытий. В 1492 году Христофор Колумб достигает берегов Нового Света, где уже живут индейские народы с богатой культурой, верованиями и устной традицией. Всё увиденное европейцами, природа, обычаи, оказалось настолько непохожим на привычную им действительность, что хронисты-конкистадоры начали описывать эти земли как чудесные, полные тайн. Для местных жителей это была норма, для пришельцев — волшебство.

    Из этих записей понятно, что для них это место становится местом чудес, чем-то магическим, в то время как для индейцев остаётся реальностью

    Габриель Гарсия Маркес, знаковый для мировой литературы магический реалист, однажды сказал: 

    Меня всегда забавляет, что в моей работе наибольшей похвалы заслуживало воображение, хотя на самом деле у меня нет ни единой строчки, которая бы не опиралась на реальность. Проблема в том, что на этом континенте реальность похожа на плод самого бурного воображения.

    Получается, магический реализм (буквально магия реальности) — это основа жизни латиноамериканцев. Для них чудо не противопоставляется реальности, а её часть, не требующая объяснения. Именно поэтому европейцы, столкнувшись с таким способом восприятия мира, сочли нужным выделить его в отдельное литературное течение.

    Магический реализм и фантастика: в чём разница

    Магический реализм часто путают с фантастикой или фэнтези, но между ними есть принципиальные различия.

    В фантастике мир изначально построен на невероятных допущениях: в нём живут роботы, маги, другие цивилизации, всё подчиняется несколько иным законам. В магическом реализме же, наоборот, герои — обычные люди, живущие в реальном мире, но этот мир постепенно прорастает элементами чуда, и никто из персонажей не воспринимает это как нечто из ряда вон выходящее.

    Признаки магического реализма как литературного метода

    • Искажается течение времени. Например, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами, герои часто видят сны, подменяющие реальность, входят в трансовое состояние. Время воспринимается как условность, поэтому может замедляться и ускоряться, дробиться и искажаться.

    • Есть фольклорные элементы, мотивы легенд и сказаний. Миф в магическом реализме — это не только отсылка и создание колоритных образов, но ещё и способ познания существующей реальности. Через миф, легенды и верования писатели пытаются осмыслить мир, в котором мы живём сейчас.

    • Открытый финал. Такой финал не уникален сам по себе, но в магическом реализме всегда остаётся больше вопросов, чем ответов. Нарочито открытая концовка заставляет читателя самому подвести итог и сделать вывод из прочитанного.
    • Темы одиночества, неприкаянности и переосмысления существующей реальности. Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.

    Что почитать: произведения в духе магического реализма

    Магический реализм — ключевой метод для латиноамериканского романа. Несмотря на это, есть множество и иностранных, и отечественных авторов, чьи произведения тоже написаны в духе магического реализма. 

    Латиноамериканские авторы

    • Г. Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха»
    • Х. Кортасар. «62. Модель для сборки», «Счастливчики»
    • Х. Борхес. «Книга вымышленных существ», «Юг», «Книга песка», «Сон Колриджа»
    • М. А. Астуриас. «Маисовые люди»
    • А. Карпентьер. «Царство земное»

    Другие иностранные авторы

    • Д. Диас. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
    • Г. Гессе. «Степной волк»
    • Т. Моррисон. «Самые голубые глаза», «Сула», «Песнь Соломона»
    • А. С. Рушди. «Дети полуночи», «Стыд»
    • Дж. Апдайк. «Бразилия»

    Отечественные авторы

    • А. Платонов. «Чевенгур», «Котлован»
    • Н. Гоголь. «Портрет», «Невский проспект», «Нос»
    • М. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
    • М. Петросян. «Дом, в котором…»
    • Е. Некрасова. «Калечина-Малечина»
    • Ю. Буйда. «Синяя кровь», «Синдбад Мореход»

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной