<<Лид>>

Елена Файрушина,
преподавательница литературы в «Фоксфорде»
История термина
Магический реализм — это особый художественный и литературный метод, в котором реальность переплетается с нереальностью, чудом.
Впервые это понятие ввёл искусствовед Франц Роо, описывая художников-авангардистов начала XX века. По его мнению, экспрессионисты, искажающие перспективу и нарушающие пространственные законы на своих полотнах, таким образом выражали страх и тревогу перед стремительно меняющимся миром — в качестве примера можно вспомнить «Крик» Эдварда Мунка.
Однако те, кого Роо отнёс к магическим реалистам, шли иным путём: они стремились преодолеть ощущение ужаса, создавая иную, чудесную реальность, но тесно переплетённую с реальной жизнью.
Так рождается идея двоемирия — сосуществования и взаимопроникновения вымышленного и реального. Художник не отрывается от действительности, но параллельно строит собственный идеальный мир, подчинённый его внутренним законам, которые могут меняться по воле автора.
К литературе термин магический реализм впервые применил Массимо Бонтемпелли. Он издавал журнал «Новеченто» и на его страницах развивал теорию Франца Роо. Бонтемпелли, как и Роо, считал, что для магических реалистов мир многомерен. В нём помещается и воображаемое, и реальность, а сам человек внутри этого мира может путешествовать и выбирать то измерение, где ему комфортнее. Это свойство мира Бонтемпелли назвал духовной геометрией. С помощью него человек может обрести «духовную родину», найти своё место и гармонию.
Чудо в магическом реализме: что это
Несмотря на то что термин «магический реализм» возник в Европе, он прочно связан с литературой Латинской Америки.
Корни этого подхода уходят в эпоху великих географических открытий. В 1492 году Христофор Колумб достигает берегов Нового Света, где уже живут индейские народы с богатой культурой, верованиями и устной традицией. Всё увиденное европейцами, природа, обычаи, оказалось настолько непохожим на привычную им действительность, что хронисты-конкистадоры начали описывать эти земли как чудесные, полные тайн. Для местных жителей это была норма, для пришельцев — волшебство.
Из этих записей понятно, что для них это место становится местом чудес, чем-то магическим, в то время как для индейцев остаётся реальностью.
Габриель Гарсия Маркес, знаковый для мировой литературы магический реалист, однажды сказал:
Меня всегда забавляет, что в моей работе наибольшей похвалы заслуживало воображение, хотя на самом деле у меня нет ни единой строчки, которая бы не опиралась на реальность. Проблема в том, что на этом континенте реальность похожа на плод самого бурного воображения.
Получается, магический реализм (буквально магия реальности) — это основа жизни латиноамериканцев. Для них чудо не противопоставляется реальности, а её часть, не требующая объяснения. Именно поэтому европейцы, столкнувшись с таким способом восприятия мира, сочли нужным выделить его в отдельное литературное течение.
Магический реализм и фантастика: в чём разница
Магический реализм часто путают с фантастикой или фэнтези, но между ними есть принципиальные различия.
В фантастике мир изначально построен на невероятных допущениях: в нём живут роботы, маги, другие цивилизации, всё подчиняется несколько иным законам. В магическом реализме же, наоборот, герои — обычные люди, живущие в реальном мире, но этот мир постепенно прорастает элементами чуда, и никто из персонажей не воспринимает это как нечто из ряда вон выходящее.
Признаки магического реализма как литературного метода
- Искажается течение времени. Например, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами, герои часто видят сны, подменяющие реальность, входят в трансовое состояние. Время воспринимается как условность, поэтому может замедляться и ускоряться, дробиться и искажаться.
- Есть фольклорные элементы, мотивы легенд и сказаний. Миф в магическом реализме — это не только отсылка и создание колоритных образов, но ещё и способ познания существующей реальности. Через миф, легенды и верования писатели пытаются осмыслить мир, в котором мы живём сейчас.
- Открытый финал. Такой финал не уникален сам по себе, но в магическом реализме всегда остаётся больше вопросов, чем ответов. Нарочито открытая концовка заставляет читателя самому подвести итог и сделать вывод из прочитанного.
- Темы одиночества, неприкаянности и переосмысления существующей реальности. Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.
Что почитать: произведения в духе магического реализма
Магический реализм — ключевой метод для латиноамериканского романа. Несмотря на это, есть множество и иностранных, и отечественных авторов, чьи произведения тоже написаны в духе магического реализма.
Латиноамериканские авторы
- Г. Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха»
- Х. Кортасар. «62. Модель для сборки», «Счастливчики»
- Х. Борхес. «Книга вымышленных существ», «Юг», «Книга песка», «Сон Колриджа»
- М. А. Астуриас. «Маисовые люди»
- А. Карпентьер. «Царство земное»
Другие иностранные авторы
- Д. Диас. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
- Г. Гессе. «Степной волк»
- Т. Моррисон. «Самые голубые глаза», «Сула», «Песнь Соломона»
- А. С. Рушди. «Дети полуночи», «Стыд»
- Дж. Апдайк. «Бразилия»
Отечественные авторы
- А. Платонов. «Чевенгур», «Котлован»
- Н. Гоголь. «Портрет», «Невский проспект», «Нос»
- М. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
- М. Петросян. «Дом, в котором…»
- Е. Некрасова. «Калечина-Малечина»
- Ю. Буйда. «Синяя кровь», «Синдбад Мореход»