<<Лид>>
Елена Файрушина,
преподавательница литературы в «Фоксфорде»
История термина
Магический реализм — это особый художественный и литературный метод, в котором реальность переплетается с нереальностью, чудом.
Впервые этот термин использовал искусствовед Франц Роо, чтобы описать авангардистскую живопись начала XX века. По его мнению, экспрессионисты, которые ломают перспективу и намеренно искажают пространство на картинах, на самом деле так выражают свой ужас от изменяющегося современного мира — стоит вспомнить картину Э. Мунка «Крик».
Магические реалисты же, напротив, пытаются преодолеть этот ужас, создавая другой, чудесный мир, который плотно связан с миром реальным. Они уходят в двоемирие.
Двоемирие — это концепция взаимного проникновения и сосуществования двух миров: настоящего и выдуманного. В отличие от действительности, воображаемый мир для художника идеальный и совершенный, а правила этого мира могут меняться в зависимости от его желаний.
К литературе термин магический реализм впервые применил Массимо Бонтемпелли. Он издавал журнал «Новеченто» и на его страницах развивал теорию Франца Роо. Бонтемпелли, как и Роо, считал, что для магических реалистов мир многомерен. В нём помещается и воображаемое, и реальность, а сам человек внутри этого мира может путешествовать и выбирать то измерение, где ему комфортнее. Это свойство мира Бонтемпелли назвал духовной геометрией. С помощью него человек может обрести «духовную родину», найти своё место и гармонию.
Чудо в магическом реализме: что это
Несмотря на то что термин «магический реализм» возник в Европе, он прочно связан с литературой Латинской Америки.
Всё началось с испанских колонизаторов. В 1492 году Колумб открывает Латинскую Америку. На тот момент там живут коренные индейцы со своими традициями, верованиями, сказаниями и бытом. И мир, который видят европейцы, причалив к незнакомому берегу, сильно отличается от того, к которому они привыкли. Конкистадоры ведут хроники и записывают всё, что видят, сравнивая с жизнью на родине.
Из этих записей понятно, что для них это место становится местом чудес, чем-то магическим, в то время как для индейцев остаётся реальностью.
Габриель Гарсия Маркес, знаковый для мировой литературы магический реалист, однажды сказал:
Меня всегда забавляет, что в моей работе наибольшей похвалы заслуживало воображение, хотя на самом деле у меня нет ни единой строчки, которая бы не опиралась на реальность. Проблема в том, что на этом континенте реальность похожа на плод самого бурного воображения.
Получается, магический реализм (буквально магия реальности) — это основа жизни латиноамериканцев. Они видят мир многомерным, полным чудес и не воспринимают его как нечто необычное. В то время как европейцев настолько поразила жизнь в Латинской Америке, что они придумали отдельное название для литературного направления, которое эту жизнь описывает.
Магический реализм и фантастика: в чём разница
Фантастика и фэнтези — это отдельные жанры литературы. В них есть необычные герои и волшебный, нереалистичный мир, в котором они существуют. В магическом реализме действующие лица — это обычные люди, а окружающий их мир тоже вполне реальный. Только в него вплетено чудо, которое никто не воспринимает как нечто необычное.
Признаки магического реализма как литературного метода
- Искажается течение времени. Например, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами, герои часто видят сны, подменяющие реальность, входят в трансовое состояние. Время воспринимается как условность, поэтому может замедляться и ускоряться, дробиться и искажаться.
- Есть фольклорные элементы, мотивы легенд и сказаний. Миф в магическом реализме — это не только отсылка и создание колоритных образов, но ещё и способ познания существующей реальности. Через миф, легенды и верования писатели пытаются осмыслить мир, в котором мы живём сейчас.
- Открытый финал. Такой финал не уникален сам по себе, но в магическом реализме всегда остаётся больше вопросов, чем ответов. Нарочито открытая концовка заставляет читателя самому подвести итог и сделать вывод из прочитанного.
- Темы одиночества, неприкаянности и переосмысления существующей реальности. Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.
Что почитать: произведения в духе магического реализма
Магический реализм — ключевой метод для латиноамериканского романа. Несмотря на это, есть множество и иностранных, и отечественных авторов, чьи произведения тоже написаны в духе магического реализма.
Латиноамериканские авторы
Г. Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха»
Х. Кортасар. «62. Модель для сборки», «Счастливчики»
Х. Борхес. «Книга вымышленных существ», «Юг», «Книга песка», «Сон Колриджа»
М. А. Астуриас. «Маисовые люди»
А. Карпентьер. «Царство земное»
Другие иностранные авторы
Д. Диас. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
Г. Гессе. «Степной волк»
Т. Моррисон. «Самые голубые глаза», «Сула», «Песнь Соломона»
А. С. Рушди. «Дети полуночи», «Стыд»
Дж. Апдайк. «Бразилия»
Отечественные авторы
А. Платонов. «Чевенгур», «Котлован»
Н. Гоголь. «Портрет», «Невский проспект», «Нос»
М. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»
М. Петросян. «Дом, в котором…»
Е. Некрасова. «Калечина-Малечина»
Ю. Буйда. «Синяя кровь», «Синдбад Мореход»
Автор текста: Алина Сурнина