<<Лид>>
«Девушка с жемчужной серёжкой», 2003, 12+
История создания самой знаменитой картины нидерландского художника Яна Вермеера
Сюжет фильма разворачивается вокруг дружбы художника и его служанки. По сценарию в дом к известному портретисту устраивается на работу девушка по имени Грит. Вермеер находит в ней родственную душу, поэтому вскоре посвящает её во все тонкости искусства живописи. Семья художника не одобряет общение служанки и аристократа, но это не мешает Вермееру выбрать Грит в качестве модели для своей самой известной картины «Девушка с жемчужной серёжкой».
Хотя в основе сценария лежит художественное произведение — роман британской писательницы Трейси Шевалье, многие факты из биографии Вермеера и истории искусства того времени соответствуют реальности. Например, в одной из сцен художник объясняет Грит, как и из чего он делает краски. В XVII веке в Европе красящие вещества красного цвета изготавливали из рубинового шеллака и киновари, чёрного — из угля, а чтобы добиться однородной консистенции, использовали льняное масло.
Картина, которой посвящён фильм, сейчас хранится в галерее Маурицхёйс в Гааге (Нидерланды). Контрастные синие и жёлтые оттенки сделали полотно уникальным: использовать такие краски было нетипично для живописи тех лет.
«Ван Гог. С любовью, Винсент», 2017, 12+
Мультипликационная драма о последних днях жизни гениального художника
Картины нидерландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога при его жизни не пользовались спросом: по свидетельствам искусствоведов, художник сумел продать лишь 14 полотен из 850. Слава пришла к живописцу только после его гибели: в 1973 году в Амстердаме племянник Винсента, Винсент Виллем Ван Гог, открыл музей с работами дяди. В последние годы полотна художника «Ирисы», «Автопортрет без бороды» и «Портрет доктора Гаше» купили на частных аукционах за 131,121 и 82 миллиона долларов — сейчас они входят в топ-30 самых дорогих картин в мире.
Мультипликаторы смогли найти подход к необычному стилю Ван Гога: для полнометражного фильма команда отрисовала масляными красками 62 450 кадров по мотивам самых известных картин художника.
Фильм пересекается с реальностью не только в стилистике рисунка: когда авторы писали сценарий, они часто обращались к историческим фактам. Так, в начале анимационного фильма знакомый с живописцем почтальон обнаруживает письмо художника к его брату, которое не было отправлено. Ван Гог действительно многие годы переписывался с братом и искал творческой поддержки в словах близкого человека. Сейчас эти тексты переведены с нидерландского на многие языки мира. На русском языке они изданы в сборнике «Письма к брату Тео».
«Фрида», 2002, 16+
Жизненный путь главной мексиканской художницы-феминистки
Автобиографические картины Фриды Кало привлекают внимание смелыми сюжетами. Вдохновение для них художница черпала из личных историй: в 18 лет — авария и несколько месяцев реабилитации, позже — сложные отношения с мексиканской звездой художественного мира Диего Риверой, неудачная беременность, роман с советским коммунистом Львом Троцким и ампутация ноги. Фрида Кало начала творческий путь, будучи женой известного художника-монументалиста. Спустя годы Фрида во многом превзошла партнёра: революционность её образа и откровенность перед зрителем помогли художнице стать одной из самых узнаваемых персон XX века.
В основу фильма легла биография Кало, написанная Хейден Эррерой в 1983 году. Сюжет охватывает все поворотные моменты в жизни художницы. Особенное внимание сценаристы уделяют её личной жизни и поиску себя в отношениях. Кроме того, в ленте буквально воссозданы несколько знаковых картин Фриды, например «Две Фриды», «Автопортрет с обрезанными волосами» и «Сломанная колонна». Этого удалось достичь благодаря сочетанию искусной съёмки, цифровых эффектов и грима: с помощью монтажных склеек актёры «превращались» в знаменитые полотна и наоборот. В список приёмов удачно вписывается и кукольная анимация — к ней прибегают в сцене видения Фриды после аварии.
<<Лидген для статьи>>
«Модильяни», 2004, 16+
Поединок между именитым Пикассо и восходящей звездой французской живописи XX века
В разговорах об искусстве времён авангарда редко вспоминают об Амедео Модильяни. Живописец итальянского происхождения дружил с известным уже при жизни авангардистом Пабло Пикассо, поэтому нередко оставался в его тени. Воспитанные бунтарским духом парижских улиц, художники не боялись экспериментировать и самовыражаться. Если Пикассо запомнился миру как автор мрачных и проницательных геометричных портретов, то Модильяни — как один из первых, кто использовал в живописи приёмы скульптуры в стиле модерн и буквально переосмыслил формулу красоты человеческого тела.
В сюжете фильма, помимо дружбы между двумя художниками на фоне Парижа 1920-х годов, не так много реальных фактов. Сценаристы стремились передать атмосферу, в которой родились и развивались два молодых и смелых таланта. Кроме того, о жизни и последних годах Модильяни известно мало. Это позволило режиссёру представить авторскую версию творческого пути художника.
«Большие глаза», 2014, 16+
История болезненных отношений двух художников, рассказанная Тимом Бёртоном
Движение поп-арт в Америке началось с Энди Уорхола, но на нём не остановилось. То, что сейчас нам кажется естественным и простым, например, рисование кукольных больших глаз вместо анатомических, когда-то было настоящим культурным прорывом и революцией в мире живописи. Главная героиня фильма, художница Маргарет Кин, начинала свой путь как скромная портретистка. На её картинах дети изображены с глазами нереалистичных размеров — с помощью этого уникального художественного приёма Маргарет размышляла на тему детства и женской судьбы. Однажды она познакомилась с уличным художником Уолтером Кином. Между молодыми людьми проскочила искра, и вскоре они поженились. У Уолтера были корыстные цели в отношении Маргарет: долгие годы она находилась под влиянием супруга и держала в тайне то, что была настоящим автором всех его картин. Режиссёр Тим Бёртон обратил внимание на биографию Маргарет и превратил её в красочный и полный искренних эмоций фильм о признании и поиске творческого «я», а также о женщине в сфере искусства.