<<Лид>>
По данным исследований, у детей, которые посещают музыкальные и художественные школы, выше успеваемость. Искусство и креативность вносят вклад в формирование личности, интеллектуального потенциала, творческих способностей и социально приемлемых нравственных ориентиров.
Зачем изучать искусство
Искусство в раннем детстве — это больше, чем просто создание чего-то визуально привлекательного. Это целостный инструмент, который поддерживает общее развитие ребёнка от когнитивного и эмоционального роста до улучшения социальных и двигательных навыков.
- Когнитивное развитие: во время занятий живописью прорабатываются такие навыки, как планирование, концентрация и работа мелкой моторики. Занятия живописью способствуют развитию координации, визуально-пространственного мышления, креативности и внимания к деталям.
- Творчество и воображение: искусство позволяет детям свободно выражать себя, давая возможность исследовать различные материалы, цвета, формы и текстуры. Это способствует развитию новаторского мышления и умению находить оригинальные идеи.
- Сенсорная стимуляция и мелкая моторика: взаимодействие с различными художественными материалами — красками, глиной, тестом, бумагой развивает осязание, зрение, обоняние, а иногда даже вкус, а также помогает расслабиться. Творчество — успокаивающий и терапевтический процесс. А такие занятия, как вырезание, рисование, раскрашивание и лепка, требуют точных движений, улучшающих контроль над мышцами и ловкость.
- Социальные навыки: искусство часто предполагает сотрудничество и обмен опытом, предоставляя детям возможности работать вместе, обмениваться материалами и идеями. Творческие занятия способствуют вербальному общению и развитию словарного запаса, так как дети могут обсуждать свои работы, описывать цвета и формы, делиться своими мыслями и чувствами.
- Осведомлённость о культуре: изучение различных форм искусства знакомит детей с культурами, традициями и способствует повышению осведомлённости с раннего возраста.
Когда начинать знакомить детей с искусством
Знакомство детей с искусством можно начинать с раннего детства. Главное — ставить перед собой реалистичные цели и заранее понять для себя, что бы вы хотели дать ребёнку. Всё, что видит ребёнок, влияет на его восприятие искусства. Чем раньше вы начнёте знакомство, тем легче и естественнее будет процесс изучения искусства в будущем.
Важно помнить, что в раннем возрасте основной способ познания для детей — игра. И, конечно, не стоит требовать от малышей академических знаний. Не нужно ждать от ребёнка, что он отличит Левитана от Коровина в 4 года.
Начните с фигуративного искусства, которое изображает окружающий мир в узнаваемых формах.
<<Лидген для статьи>>
С чего стоит начать изучение искусства
Развивайте у малыша чувство прекрасного, помогите ему познакомиться с искусством и заинтересуйте его. Вот совет для родителей грудничков: вместо того чтобы показывать малышу проезжающие машины и гуляющих людей, повесьте на стену репродукции любимых картин и рассказывайте ребёнку, что на них изображено.
Необязательно разбираться в искусстве самому, чтобы начинать вводить ребёнка в тему. Но очень важно быть искренне заинтересованным в процессе. Ребёнок первый почувствует подмену, если вы даёте ему книжки по искусству, но сами никогда в жизни не решите провести выходной в Третьяковской галерее. Можно разбираться вместе с ребёнком в моменте, однако взрослому надо иметь, как говорилось выше, чёткое понимание и план, по которому стоит погружаться в изобразительное искусство.
Как изучать искусство с ребёнком
Несколько простых советов по вхождению в контекст, жанр или эпоху.
1. Расскажите об эпохе: были ли тогда телефоны, доставки, были ли уже машины, где жили люди, что ели, все ли имели равные права и так далее.
2. Расскажите о стране, искусство которой вы решили изучить: где она, какого цвета кожа у людей, какие волосы, что они любят делать, какие у них традиции.
3. Покажите фото художника и обсудите: какой он, сколько ему лет, что он любил, как прошло его детство, как он нашёл себя в искусстве.
<<Блок перелинковки>>
Переходим к произведению.
Автор книги «Играем в искусство» Наташа Кайя поделилась шпаргалкой, как в лучшей форме обсудить картину с ребёнком.
Сначала ЧТО:
- Что ты можешь увидеть? (Например, дядей, собак, ложки, книжки, ёлки и пр.)
- Что происходит? (Например, люди бегут, едят, спят и пр.)
- Видел ли ты ещё похожие произведения? (Например, видел другие натюрморты.)
Задайте дополнительные вопросы, например такие: какое настроение у героя картины? Чья эта одежда? Есть ли что-то за лесом?
Затем КАК:
- Красиво/некрасиво
- Похоже/непохоже
- Спокойно или динамично
- Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.)
- Много ли различных цветов?
- Видны ли мазки?
Следуя этой схеме, можно одну за другой изучать различные картины и постепенно знакомить ребёнка с разными художниками, жанрами и эпохами.