<<Лид>>
Мария Огурцова,
спортивный психолог, член Европейской Федерации спортивной психологии, автор телеграм-канала «Просто о психологии спорта»
Часто ребёнок уже в школе отказывается от спорта. Причина обычно кроется в неудачах школьной педагогики. Слишком жёсткий подход или токсичные отношения в классе могут сыграть свою роль в формировании негативных ассоциаций со спортом у ребёнка.
В идеале школьный урок физкультуры должен учитывать все виды мотивации: кто-то из детей хочет победить в соревновании и стать лучшим, кому-то приятно уделить время своему телу, почувствовать удовольствие от движения, для кого-то спорт раскрывается через общение с другими, командную игру. Если в школе ребёнка не смогли замотивировать, важно в диалоге с родителями или самостоятельно сформулировать, что лично вам может дать спорт и физическая активность. Чтобы понять, как полюбить спорт, сначала нужно принять, что вы не обязаны любить его по тем же причинам, что и другие.
Почему нужно заниматься спортом
Согласно исследованию Nike (Designed to Move: Active Schools, 2015), спорт улучшает академические показатели учеников, поддерживает их поведение, посещаемость, внимательность и обучаемость. Дети, которые часто двигаются и участвуют в спортивных активностях в школе, как правило, лучше осваивают учебную программу, больше чувствуют свою принадлежность к школе, легче заводят новых друзей и чувствуют себя увереннее как среди сверстников, так и во время выполнения учебных задач.
- Спорт стимулирует выработку мелатонина — гормона, который необходим для здорового сна и помогает восстанавливаться от тяжёлой учёбы, активного роста и изменений, которые происходят с организмом подростка.
- Спорт снимает стресс и позволяет переключиться, отдохнуть. Это важный инструмент эмоциональной регуляции, которому лучше научиться как можно раньше, чтобы обращаться к нему в течение жизни.
- Спорт — это хорошая профилактика ментальных расстройств, в частности депрессии. Помимо мелатонина, физические нагрузки также стимулируют выработку гормона серотонина, который отвечает за наше настроение, контролирует уровень тревоги и выполняет много других функций, улучшающих качество жизни (именно проблемы с серотонином часто приводят к развитию расстройств психики).
- Спорт развивает в нас навыки тайм-менеджмента и самодисциплины. На примере своих физических достижений можно оценить, какой результат дают регулярные старания, а также узнать, что помогает вам мотивировать себя даже в самые тяжёлые дни.
- Спорт — это социализация. Секции и клубы отлично помогают найти новых приятелей.
<<Лидген для статьи>>
Как спорт влияет на мозг
- Улучшает память. Когда мы отжимаемся, бегаем или играем в волейбол, наши физические усилия вызывают рост клеток нескольких отделов головного мозга. Среди них — гиппокамп, область мозга, в которой формируются воспоминания. При регулярных занятиях спортом гиппокамп увеличивается, а с ним увеличивается и долгосрочная память. Способность к запоминанию информации улучшается уже после первой тренировки, причём такой эффект оказывают как кардионагрузки, так и силовые упражнения. Совет: сделайте зарядку 30–40 минут перед подготовкой к экзамену или контрольной, чтобы лучше запомнить важные даты, термины и формулы.
- Повышает концентрацию внимания. Другой отдел, который развивается во время занятий спортом, — префронтальная кора головного мозга. Именно она используется человеком для принятия решений, самоконтроля и удержания внимания. Физические нагрузки стимулируют её рост. Кроме того, интенсивные тренировки улучшают кровообращение, организм начинает потреблять больше кислорода, который поступает в мозг и помогает ему лучше работать. Физическая активность помогает оставаться собранным и лучше фокусироваться. Совет: перед тем как садиться за уроки, выполните кардиотренировку, сходите на пробежку или в бассейн
.
- Развивает нейропластичность. Нейропластичность — это способность мозга адаптироваться к новым условиям и учиться новому. Согласно последним исследованиям, эту функцию можно развить при помощи высокоинтенсивных интервальных тренировок (HIIT). Такие тренировки состоят из серии кардиоупражнений повышенной интенсивности, которые чередуются с интервалами активного отдыха. Можно найти программы упражнений в интернете или записаться на групповые HIIT-занятия в фитнес-зале. Совет: попробуйте сделать HIIT-тренировку на выходных, чтобы узнать, подходит ли вам такой тип активности
.
- Способствует росту нейронных связей. Во время обучения растёт количество клеток мозга (нейронов) и образуются новые связи между ними. Любой новый навык, которому мы учимся — будь то иностранный язык или катание на коньках, — развивает наш мозг и делает его более восприимчивым к дальнейшему освоению нового. Новые спортивные занятия точно так же приводят к образованию новых нейронных связей, что в итоге помогает нам в изучении сложных школьных предметов и работе с большими объёмами информации. Совет: пользуйтесь всеми возможностями попробовать себя в новом активном хобби, например танцах, боевых искусствах, скейтбординге и других.
Почему нужно заниматься спортом
Согласно исследованию Nike (Designed to Move: Active Schools, 2015), спорт улучшает академические показатели учеников, поддерживает их поведение, посещаемость, внимательность и обучаемость. Дети, которые часто двигаются и участвуют в спортивных активностях в школе, как правило, лучше осваивают учебную программу, больше чувствуют свою принадлежность к школе, легче заводят новых друзей и чувствуют себя увереннее как среди сверстников, так и во время выполнения учебных задач.
Спорт против стресса
Стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни, и многие из нас ищут способы справиться с ним. Один из таких способов — спорт. Занятия спортом помогают снизить уровень стресса и улучшить настроение.
Как спорт помогает бороться со стрессом?
- Выработка эндорфинов. Во время занятий спортом в организме активно вырабатываются эндорфины — нейротрансмиттеры хорошего настроения. Они помогают снизить уровень стресса и улучшить самочувствие.
- Снижение уровня кортизола. Ежедневная 30-минутная физическая активность позволяет снизить уровень гормона стресса кортизола, что приводит к спокойствию и расслаблению.
- Фокусировка внимания. Тренировки и физическая активность позволяют сосредоточиться на процессе и отвлечься от повседневных проблем, что снижает уровень стресса.
- «Выпускание пара». Физическая активность может служить способом для легального выброса агрессии и негативных эмоций, что помогает справиться со стрессом.
Какой спорт полезен
При выборе вида спорта учитывайте интересы и склонности ребёнка, а также его физические возможности и состояние здоровья. Важно найти профессионального тренера, который поможет ребёнку развиваться и достигать успехов.
- Командные игры с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Они развивают координацию движений, учат работать в команде и принимать решения.
- Гимнастика и танцы: укрепляют мышцы, улучшают гибкость и координацию движений.
- Плавание: развивает все группы мышц, улучшает кровообращение и укрепляет иммунитет.
- Хоккей: учит работать в команде, развивает ловкость и координацию движений.
- Большой и настольный теннис: развивают реакцию, координацию и выносливость.
Сколько часов спорта в неделю нужно ребёнку
Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки от 5 до 17 лет должны уделять физическим нагрузкам любой интенсивности минимум 60 минут в день. Не менее трёх раз в неделю следует заниматься аэробными упражнениями высокой интенсивности (к ним относятся, например, бег, танцы, велопрогулки, плавание). Может получиться такое расписание — часовая прогулка три раза в неделю, бассейн три раза в неделю и один раз в неделю — занятие сезонным видом спорта, например катание на коньках или на роликах.
Как полюбить спорт
Наиболее удачный и критически важный момент для формирования привычки заниматься спортом — дошкольные и школьные годы. Приобщение к спорту в этот период важно для того, чтобы человек во взрослом возрасте оставался активным.
Сразу стоит отметить, что спорт и физическая активность — не одно и то же, правильнее было бы сказать, что спорт является одним из видов физической активности. Физическая активность в детском возрасте отвечает за развитие структур мозга и благотворно сказывается как на физическом, так и на когнитивном развитии ребёнка. До пяти лет речь идёт скорее не о спорте, а о том, чтобы ребёнок научился основным движениям (ходьба, бег, прыжки, кувырки), научился ориентироваться в пространстве, привык к подвижным играм.
Самое важное, что вам предстоит понять: спортом надо заниматься регулярно и его надо встроить в свою повседневную жизнь. На первых порах вам важно найти что-то, что доставит вам удовольствие, но дальше, в минуты разочарований и усталости, необходимо помнить, что физические нагрузки должны не только давать вам сиюминутное наслаждение, но и помогать вам достичь комплексного эффекта, облегчать вашу жизнь в будущем, делать вас выносливее, открывать вам новые возможности вашего тела и позволять вам делать завтра то, чего вы не могли сделать вчера.
<<Блок перелинковки>>
Сперва лучше ставить перед собой совсем маленькие цели, например — выйти из автобуса на одну остановку раньше, подниматься по лестнице, а не на лифте, один раз в неделю ходить на долгую прогулку. Нужно сформировать простые привычки, которые повысят количество регулярной физической активности в вашей жизни. Чтобы облегчить себе задачу, новую привычку стоит привязать к уже существующим рутинным делам. Например, устраивать по выходным пробежку перед встречей с друзьями, или делать зарядку перед тем, как садиться за компьютер.
Необязательно идти в спортивную секцию, но большим подспорьем могут стать всякие любительские клубы, например танцевальные. Особенно если вы любите какой-то конкретный жанр музыки — хип-хоп или кей-поп, наверняка в таком клубе вы сможете встретить людей с похожими увлечениями, к тому же эти занятия не требуют от вас высокой физической подготовки и вполне доступны новичкам. Можно также обратить внимание на такие варианты, как туризм, бассейн (индивидуальные или групповые занятия), бег.
Полезным будет самообразование в области биологии, питания и спорта. Если вы на самом базовом уровне поймёте, как устроено человеческое тело, как работают наши мышцы, как упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему, что происходит с вашим телом, когда вы тренируетесь, вам станет интереснее и проще приниматься за дело каждый раз.
Кому-то подойдёт метод долгосрочных целей — например, пробежать марафон через полгода или пойти летом в пеший поход.
Вот ещё несколько полезных инструментов.
- Календари, в которых вы сможете отмечать свои цели и выделять временные окошки исключительно для спорта, позволяя себе в этот момент отдохнуть от всех других дел.
- Шагомер и любые другие приложения, замеряющие ваш прогресс. Следить за своими достижениями в цифрах важно и приятно, ведь изменения, которые происходят с нашей физической формой, часто незаметны на короткой дистанции, но через две недели, месяц или полгода вы сможете заметить свой рост, что укрепит желание заниматься спортом дальше.
- Онлайн-сообщества и школы, интернет-платформы. Это не требует от вас физического контакта с другими людьми, если вы стесняетесь заниматься спортом на людях, но даст вам возможность общаться и получать поддержку.
- Среда, которая поддержит ваши начинания: красивая спортивная одежда, ритуалы (с вечера поставить кроссовки и бутылку воды в коридоре), совместный активный досуг с друзьями.
Роль родителей
Ребёнку, который начинает заниматься спортом, необходима поддержка взрослого. Самый важный ресурс, который родитель может дать ребёнку для его физического развития, — внимание, поддержка, похвала и, конечно, общий досуг. Если хотите научить ребёнка чему-то, — делайте это вместе с ним. Придумывайте совместные активности: поход в лес на лыжах, выезд на природу, игра в баскетбол во дворе.
Если вы недовольны низкой активностью своего ребёнка, то не стоит ставить перед ним жёсткие рамки и ультиматумы. Влияние спорта всегда долгосрочное, и дождаться результатов можно только если заниматься регулярно и добросовестно, поэтому важна мотивация ребёнка.