<<Лид>>

Андриан Влахов,
старший преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Лингвист: кто это и чем он занимается
Лингвистика — это наука о человеческом языке: его устройстве, развитии, многообразии и роли в жизни общества. Учёные-лингвисты исследуют, как устроены языки, какие закономерности лежат в их основе, как появляются и исчезают диалекты, как язык связан с мышлением, культурой, биологией и обществом. Лингвисты не просто изучают конкретные языки, но исследуют их в рамках фундаментальной науки о языке в целом.
Сейчас распространено понимание термина «лингвистика» как «изучения иностранных языков». С таким определением категорически не согласны лингвисты-теоретики.
Не стоит путать лингвистику с другими профессиональными сферами, которые связаны с языком. Лингвисты — это не переводчики и не полиглоты.
Профессия лингвиста подразумевает серьёзную научную работу по структурированию и анализу имеющихся знаний о языке, чтобы обогатить лингвистическую теорию.
Как понять, стоит ли поступать на лингвистический факультет
Если в школе тебе было интересно, как устроен родной язык — например, на уроках русского, — возможно, тебе подойдёт теоретическая лингвистика. Начать можно с научно-популярных книг: «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна или энциклопедий о русском языке для детей «Языкознание. Русский язык» издательства «Аванта+», а также научно-популярные ресурсы в интернете. Узнав, как сами учёные объясняют функции и принципы лингвистики, вы сможете понять, привлекает ли вас подход к языку как к системе, — именно это ждёт студентов-лингвистов.
Ещё один способ способ для старшеклассника разобраться, что же такое лингвистическая наука, и подходит ли ему это направление, — решение лингвистических задач и участие в специализированных олимпиадах. Лингвистическая задача — это особый жанр, где читателю предоставляется информация о неизвестном ему языке и, руководствуясь лишь этими данными и логическими размышлениями, нужно выполнить задание. Оно может заключаться в том, чтобы перевести предложение или распознать какие-то грамматические категории в незнакомом языке.
Школьникам, которых интересует, что такое профессия лингвиста, доступны Московская традиционная олимпиада по лингвистике и математике, олимпиада «Высшая проба» и Всероссийская олимпиада по русскому. Такие задачи — это модель деятельности учёного-лингвиста. Если задачи удаётся успешно решать, процесс работы вызывает интерес и азарт, значит, у вас есть основания полагать, что вам понравится заниматься лингвистикой.
<<Блок перелинковки>>
Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на лингвистику
Для поступления на программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ, а также на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ:
- иностранный язык;
- математика (профиль);
- русский язык.
Для поступления на программы «Лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ:
- русский язык;
- иностранный язык;
- история.
Первая группа программ больше ориентирована на освоение теории языка и большее внимание уделяет точным научным методам, а на программе «Лингвистика» в российских университетах фокус будет скорее на теории и практики перевода, а также теории преподавания языков.
Куда поступить на лингвиста
Направление «Лингвистика» есть во многих вузах, вот несколько из них:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ);
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», (НИУ ВШЭ);
- Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ);
- Российский государственный гуманитарный университет, (РГГУ);
- Российский университет дружбы народов (РУДН);
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Востребованность лингвиста на рынке труда
После получения образования в этой области выпускники могут выбрать разные карьерные пути. Многие остаются в науке, занимаясь исследовательской деятельностью. Знания о языке полезны не только в лингвистике как таковой, но и в других гуманитарных науках, таких как культурология, антропология, филология. Лингвистическая подготовка развивает аналитическое мышление, учит видеть систему в сложных явлениях, что ценится в самых разных исследовательских проектах.
Помимо науки, человек с лингвистическим образованием может профессионально реализовать себя в прикладных сферах.
- IT. «Лингвистический поворот», то есть активное обращение к методам лингвистики в точных, математических и компьютерных науках привело к тому, что многие компании нуждаются в экспертах-лингвистах. Поэтому в школе лингвистики в Вышке особое внимание уделяется обучению студентов математике и программированию.
- Преподавание иностранных языков и работа в образовательных проектах. Понимание устройства языка позволяет лучше объяснять предмет ученикам. Кроме иностранных языков выпускник лингвистического факультета сможет также преподавать русский и русский как иностранный. Знания о языке, полученные в университете, будут ценным багажом для тех, кто хочет заниматься разработкой учебных программ.
- Перевод и другие сферы, связанные с языком. Во время обучения на лингвистике можно освоить несколько иностранных языков, что, конечно, само по себе может пригодиться при трудоустройстве, ведь многие организации ищут сотрудников, специализирующихся на конкретных языках.
<<Лидген для статьи>>
Какая зарплата у лингвиста
Уровень зарплат зависит от сферы, в которой работает выпускник лингвистического факультета, а также от конкретного проекта. Согласно данным с сайта HeadHunter, средние зарплаты специалистов-лингвистов в IT-компаниях составляют от 80 000 до 120 000 рублей в месяц, преподавателей иностранных языков — от 40 000 до 100 000, переводчиков — от 40 000 до 90 000, разработчиков образовательных программ — в районе от 60 000 до 80 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии лингвист
Плюсы:
- Возможность работать удалённо или на фрилансе;
- Высокая востребованность на рынке труда;
- Возможность самореализации в таких областях, как: письменный перевод, переводчик-синхронист, устный или последовательный перевод, перевод фильмов, книг, журналов;
- Возможность свободного общения с людьми в путешествиях и изучения культуры других стран;
- Компьютерная лингвистика — актуальное и современное направление, имеющее перспективы развития в сторону машинного обучения и IT.
Минусы:
- Нестабильная загрузка, особенно если лингвист работает на фрилансе или проектно;
- Некоторые люди могут счесть работу лингвиста-языковеда скучной, так как научные труды по языковедению являются просто систематизацией и переписыванием;
- Неоднородность рынка труда: где-то легко найти работу с высокой заработной платой, где-то — работы по специальности «лингвист» просто нет;
- Низкая зарплата в начале карьеры.
Какие конкретные явления нашей речи попадают в область наблюдения лингвистов
Темы, которые изучают лингвисты, крайне разнообразны. Один из примеров — социолингвистика, дисциплина, находящаяся на стыке языковедения и социальных наук. Она изучает, как язык взаимодействует с обществом, какие социальные факторы влияют на его развитие и разнообразие. Например, речь представителей разных возрастов, полов, регионов отличается, это и есть социолингвистическое варьирование.
Социолингвисты также изучают такое явление культуры, как многоязычие. Учёные, которые интересуются этим вопросом, пытаются выяснить и описать, как люди пользуются речью в тех странах и обществах, где в ходу больше одного языка. В многоязычных культурах люди переключаются между языками в разных ситуациях. Задача исследователя — систематизировать такие ситуации, чтобы увидеть большую картину. Социолингвисты узнают, каким образом одни языки умирают, а другие восстанавливаются, каковы отношения между языками в многоязычных государствах и как на это влияет культурная политика.
Другая интересная тема — взаимодействие между людьми на микроуровне. Изучая межличностную коммуникацию, лингвисты задаются вопросами: чем обусловлено то, как мы разговариваем в разных контекстах с разными людьми? Как отношения между людьми выражаются в речи? Что такое языковая вежливость? Как устроен диалог?
Какими могут быть научные интересы исследователя-лингвиста
Есть близкая к социолингвистике дисциплина — лингвистическая антропология, которая изучает взаимосвязь языка и культуры. Например, как мировосприятие людей отражается в их языке, или почему существует миф, что у инуитов сто слов для обозначения снега. (Нет, это не так).
Меня занимают социокультурные вопросы в лингвистике, но я скорее определяю себя как антрополога, а не как лингвиста. Больше всего меня интересует, как протекает жизнь в сообществах на Севере. Я специалист по населению Севера и Арктики, причём меня равно интересуют культура и коренного населения этих мест, и тех людей, которые перебрались туда из других регионов. Я также интересуюсь миноритарными (малыми) языками и культурами — в особенности Севера, но не исключительно. Меня волнует такой процесс — языковый культурный сдвиг, то есть утрата культуры и языка этнической группой. Свои исследования я провожу в рамках Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ.
Сотрудники лаборатории ездят в экспедиции и там общаются с людьми. Лингвисты разговаривают с носителями языков, записывают тексты. Часто речь идёт о языке под угрозой исчезновения, учёные стараются документировать такие языки. Подобные записи бесценны, ведь сегодня малые языки и культуры исчезают довольно быстро. Глобализация стирает многообразие языков во многих регионах, поэтому учёные стараются зафиксировать как можно больше сведений в ходе общения с живыми носителями языков, чтобы сохранить память о них для науки и для будущего.
Занимаются ли лингвисты сохранением языков
Однако сохранить язык усилиями одних только учёных невозможно. Если язык теряет престиж или начинает восприниматься как бесперспективный, родители перестают передавать его детям. Чтобы язык продолжал жить, он должен быть нужен самим носителям. Учёные могут лишь зафиксировать структуру и особенности языка, чтобы потомки могли к ним вернуться.
Усилия со стороны учёных по возрождению языка бессмысленны без запроса живых людей. Роль лингвистов в этом вопросе ограниченна — они могут выступать лишь экспертами, ведь систематизированное лингвистическое описание помогает потомкам носителей вспоминать свой родной язык. В целом язык сохраняется, если сообщество видит в нём ценность, его можно поддерживать путём преподавания и поднятия социального престижа.
В последние годы наблюдается рост интереса молодых людей к языкам своих предков, особенно в крупных городах. Это может говорить о позитивных изменениях в культурной среде и даёт надежду на то, что языковое разнообразие всё же можно сохранить.